Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ИСКАНІЕ ИСТИННАГО -ВША И ЖАЖДА “ЬЫОЩАІ'О-ОТКРОБЕНІЯТ Т~ЗТ жизнь не давала поприща для дѣятельности, и чѣмъ болѣе стано¬
вились необезпеченными частная жизнь, имущество, наслажденіе
іи ,сама жизнь, тѣмъ , съ .большею, тоскою взоры всѣхъ обращались
/кь„ загробному миру. И всетаки двери къ нему оставались за-
.крртыми. Какимъ благовѣстомъ должна была тогда раздаться про-
«иовѣдь: „Христосъ воскресъ! , Смерть есть плата за грѣхъ, но даръ
.Бржійі.рсть, вѣчная жизнь во, Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ*!
Ііичто столько не привело вѣрующихъ къ христіанству-,, даже: изъ
классовъ образованныхъ, какъ именно .,то, что оно давало ипре-
^Ѣданый отвѣтъ на . вопросъ о будущемъ мірѣ и предлагая* на-
.дежду на вѣчную жизнь тѣмъ, которые отчаялись въ - надеждахъ
• настоящей жизни. , , • , , ... . ■. к/ : Ѵіі. Но вопросовъ о загробной жизни, по необходимости, вызы¬
вался и другой, вопросъ: если есть -загробная жизнь, то какова
будетъ тамъ судьба человѣка?. Какъ,можетъ онъ войти въ сонмъ
блаженныхъ? Теперь стало пробуждаться и сознаніе грѣховности,
Я. вмѣстѣ съ нимъ поднимался и этотъ вопросъ. Древній міръ
собственно пичего не зналъ о грѣхѣ; онъ жадовалсяна бѣдствен¬
ность,, нужду, бренность человѣческой жизни, нр о грѣхѣ, какъ
причинѣ этого жалкаго состоянія, онъ ничего „не, зналъ. Грѣхъ
какъ, отпаденіе отъ Бога, грѣхъ какъ вина—ему былъ неизвѣстенъ.
Теперь, наступила перемѣна, и въ, этомъ отношеніи, Сенека гово¬
ритъ оот испорченности, человѣка, въ такихъ выраженіяхъ, въ ко¬
торыхъ многіе видятъ ^отголосокъ ученія ,аи., Павла; „мы. нѣкогда
■погрѣшили, одинъ тяжелѣе, другой легче,, одинъ съ, намѣреніемъ,
а. другой, случайно, илр по увлеченію, и не только погрѣ.шіли мы,
но и будемъ претыкаться до .конца жизни*. „Жаловались наши
предки, жалуемся, ;мы, и будутъ:^жаловаться наши потомки, что
нравы . извратились, НТО. водворилась. ,испорченность “ . Причины
этого..Сенека ищетъ въ насъ самихъ., * Человѣческая душа отъ
нриррдьі строптива, и стремится къ запрещенному. Наша преступ¬
ность .заключается не.внѣ насъ, •& въ насъ самихъ, и обитаетъ въ
. нацхемъ внутреннемъ. существѣ*. Плутархъ часто высказываетъ
мырдь о живущемъ въ насъ зломъ началѣ.. „Такъ какъ ничего не
происходитъ безъ причины, а добро, не можетъ быть основою зла, то
зло., какъ и добро, должно имѣть-свое особое происхожденіе “.Вмѣстѣ
съ тѣмъ, стало широко распространяться убѣжденіе, что при
такодъ состояніи,; къ какомъ обыкновенно находится человѣкъ,
нельзя вступить въ общество блаженныхъ: для этого необходимо
очиститься отъ грѣха, освятиться, измѣниться и „обновиться. Но
для этого .недостаточно древнихъ боговъ съ ихъ культами. Олим¬
пійцы могли быть богами только для счастливыхъ, они могли
удовлетворять только людей, пока жизнь сіяла радостнымъ