Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
-7*Р 1АѴП воспоминаніе о. смерти содѣйствовало только къ возбужденію же¬
ланія- наслаждаться. Это, полное -отчаяніе находитъ свое выраженіе
у. Плинія:, .-какая, глупость удлинять жизнь послѣ смерти!. Когда
же. твари .могутъ .получить покой, если вы ідумаете, что тѣни въ
аду и, души на небѣ сохраняютъ- какое либо, чувство!-Вы лишаете
насъ, послѣдняго, блага человѣка .-л- смерти. Будемъ, же,-, въ томъ
покоѣ,, который предшествовалъ нашей .жизни, видѣть залогъ того
покоя; который послѣдуетъ, за нею“! Еще рѣшительнѣе говоритъ
Дукрецій «Главнѣе., всего должно изгнать всякій :страхъ- под¬
земнаго,.,міра;,. Онъ-,отравляетъ.; жизнь .до самаго дна чаши, изъ
которой мы пьемъ»; фнъ распространяетъ на все; тѣнь- - смерти.
Онъ отнима,етъ у, насъ всякую, истинную, радость".. Утѣшеніемъ
для2 него служитъ полное уничтоженіе. < «Если мы уничтожимся,
то. ничто уже не. .будетъ тревожить нашего, чувства, ничто не на¬
рушитъ наіпещ .покоя, даже, если бы земля, небо и море смѣша¬
лись между-собою*.. Но уже Плутархъ возражалъ на.это 31): «что
пользы .въ томъ,; если іна мѣсто боязни,подземнаго міра .выступитъ'
боязнь уничтоженія?. Э.то тоже самое утѣшеніе, какъ? если бы кто
нибудь, сказалъ пассажирамъ корабля, боящимся наступившей бури:
будьте, спокойны,, корабль сейчасъ цѳгибнетъ*. Другіе оставляютъ
въ діодной неизвѣстности, вопросъ о томъ, .кончится ли со смертью
все., иди нѣтъ. Знаменитый врачъ Галенъ,- конечно,*.^выражалъ
только-убѣжденіе тысячъ . своихъ современниковъ', когда онъ. , не
осмѣливался- рѣшать этого .вопроса и говорилъ, дто,-онъ стольгже
мало .намѣренъ признавать безсмертіе, какъ и отрицат-ьнего; и
истинно трогательною, безотрадностью . звучитъ.,.то, что Тацитъ
пишетъ- въ,- «Жизни Агриколы*: „если есть мѣсто .для духовъ
благочестивыхъ, если, какъ-принимаютъ мудрецы, великія души
не потухаютъ съ тѣлами*..,•**). «Если"—въ этомъ «если* слышится
полная безотрадность, мучительная неизвѣстность я-. въ тоже время
жгучая тоска.язычества.,«Если*? Кто отвѣтитъ на.это? Народномъ
гробовомъ камнѣ ; Эдипъ стоитъ со сфинксомъ. Это имѣетъ глубокій
смыслъ., .Смерть была и всегда оставалась для? древнихъ великой
загадкой. Разрѣшенія ея настойчиво искали, повсюду; ни одинъ
вопросъ, .не занималъ глубочайшихъ мыслителей, такъ много, какъ
вопросъ о безсмертіи. Имъ думалось, не объяснятъ ли имъ этой
тайны восточныя религіи, такъ, какъ эти .религіи всецѣло занима¬
лись вопросами о рожденіи и смерти; они стучались въ ворота
подземнаго міра, стараясь-открыть ихъ волшебными причитаніями,
заклинаніями, куреніями; Но отвѣта не было. Чѣмъ безотраднѣе
становилась эта земная жизнь, тѣмъ болѣе блѣднѣло все, -что нѣ¬
когда блистало юношескою свѣжестью; государство, искусство,
наука не давали больше никакого удовлетворенія;, общественная