Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ИСКАНІЕ ИСТИННАГО БОГА И ЖАЖДА ВЫСШАГО ОТКРОВЕНІЯ. 29 лахъ риторовъ велись разсужденія на тему: смерть не есть зло!
оКакъ часто у Сенеки повторяется мысль, что тѣяб есть только
дарёменное; прибѣжище духа, а иётийное его отечество еёть^за-
Дробй&ій міръ, 'ШдобнО Древнимъ христіанамъ , онъ Называетъ день
-смерти: „Дйемъ рожденія въ вѣчность". Но, по мѣрѣ того какъ
жв> глазахъ людей блѣднѣла слава Этого міра, получалъ ВС’ё боЛѣе
:и болѣе: реальное очертаніе загробный міръ, и впослѣдствіи въ
сочиненіяхъ и Произведеніяхъ искусства Мы в'стрѣЧа'ёйѣ уже йзб'-
бра'женіе, загробной жйзнй- въ видѣ радостной жизни, веёёйаі’о
пиршества, такъ какъ- тамъ умершіе йаслаЖдаютёя жизнью ВМѢСЧ'Ѣ
съ богами, героями, и мудрецами. Уже1 Цицеронѣ такъ ййёййо
описывалъ загробную' жизнь- Въ--сноВиДѣйіи Сцийіойа, и еіце йрЧе
изображалъ' ее Сенека. ОхоШо занимается этймъ міромъ и Шу-
тархъ, который восторгается' тѣш*,- ЧТИ „тогда Богѣ будетъ напшМъ
руководителемъ* и царемъ, Ш воТОрому мы и стремимся, чтобы
созерцать неизречеййу-Ю и йе’ВЫрк&ймунг для людей красоту". • Но* существуетъ лй Загробная Жйзйь? Языческій міръ подошелъ
«такимъ образомъ къ великому Шйройу, отвѣтить на! который1 Онъ
былъ совершенно' йё въ сйлахъѵ Мной# отвѣчали йа йего йСйОЛ-
иеннымъ отЧаяйія „йѣтъ! " НѢв'ОгДйа Цезйръ- сѣ холоднымъ спокой¬
ствіемъ открыто говорилъ: „Въ ЗШрОбномѣ мірѣ нѣтъ Мѣста йи
дай радости, ни для печали", И ІъатОнѣ одобрительно замѣтилъ:
а прекрасно и мѣтко говорилъ Кай Цезарь вѣ этомъ собраніи о
жизни и смерти, объявивъ ложный'ѣ все* То-, что разсказывается о
подземномъ1 мірѣ." И ші находимъ не' мало й&дгрЬбйыхъ наДйй-
сей, которыя подтверждаютъ апостольское’ слово, что яЗЫЧййёи
„не имѣли надежды". Такъ, мы1 чикнемъ такія надписй: „нк
вѣчный сонъ!" „на вѣчный покой!" илй часто повторяющееся дву¬
стишіе: „меня не было» и я сталъ, я былъ й нѣтъ менИ больше.
Такова истина» а кто говоритъ' иначе, тотъ лжетъ, иоТому что
меня не будетъ больше"; или- „всѣ мы-, похищенные смертью,
жалкія кости и лейелЪ-^ничто иное!" или: „И былъ нѣчто И сталъ
теперь ничто; читающій это ѣшь, пёй, веселись и приходи" гт).
Нѣкоторыя надписи примѣшиваютъ къ этому отчаянію еще и тонъ
легкомыслія. Такъ» на гробовомъ камнѣ одного ветерана пятаго
легіона мы читаемъ: „пока я жилъ, я Хорошо попилъ; пейте и вы,
живущіе! * г8) и еще хуже Другая надпись, Которую мы даже не мо¬
жемъ привесть буквально 28): „всѣхъ, Читающихъ это, я убѣждаю:
наполняйте бокалы-, обнимайте красавицъ; все другое будетъ по¬
глощено послѣ смерти землей и огнемъ". На пиршествѣ ТрйМаілхія,
Среди самой разгульной оргіи, обносился маленькій, выдѣланный
изъ сѳрёбра, скелетъ, и Трималхій замѣчалъ при этомъ: „такими
скоро станемъ и мы; поэтому будемъ веселиться, пока еще Можно5*.