Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ ДНИ, ХРИСТІАНСТВА. щ свобода,.) ты свое горло, свое сердце? Это мѣсто спа¬ сенія; рттрп^ивт., рабства *. Можно. ли было глубочайшее сознаніе
поднр,й несостоятельности; язычества выразить яснѣе, чѣмъ какъ ,
оЩі.выражено въ этихъ словахъ? 'Сомнѣваясь, во всякомъ счастіи/'
язычество наконецъ нигдѣ не находитъ болѣе утѣшенія противъ
золъ этого міра, кромѣ какъ въ самоубійствѣ; и оно не знало
другой прбѣды надъ міромъ, кромѣ позорнаго бѣгства, изъ этого
міра- Но кто .не слышалъ вмѣстѣ съ тѣмъ, какъ изъ глубины
языческаго міра все яснѣе. раздавался вопль, такъ сильно выра¬
женный апостоломъ языковъ: „бѣдный я‘человѣкъ! Кто избавитъ
меня отъ сего тѣла смерти?" (Рим. ѵп, 24). Если нельзя найти счастія въ этой жизни, то взоры всѣхъ
тѣмъ съ большей) тоскою обращались къ міру загробному. И у
древнихъ грековъ и римлянъ не .вполнѣ отсутствовало сознаніе
загробной жизни, и,о загробный міръ былъ для, нихъ лишь міромъ
тѣней. Только, эта, жизнь представляла въ ихъ.\влааахъ истинную
дѣйствительность, давала истинныя радости, а тотъ міръ былъ
только мрачнымъ, безотраднымъ, подземнымъ міромъ., Одиссей у
Гомера, видитъ, какъ умершіе съ жадностью пьютъ, кровь, кото¬
рая, по крайней мѣрѣ на мгновеніе, возвращаетъ имъ дѣйстви¬
тельную жизнь, и Ахиллесъ предпочитала лучше, въ самомъ низ¬
комъ положеніи жить, на землѣ, чѣмъ быть царемъ надъ, тѣнями.
Древцій человѣка содрогался отъ одной мысли объ этомъ загроб-
нрмъ мірѣ. Язычникъ въ теченіе всей своей, жизни былъ, рабомъ,
страха смерти. „Посѣдѣли у меня виски", поешь Анакреонъ, ждаг»
нерадостный пѣвецъ, „побѣлѣла у меня голова, погибла сладостная
крость. Отъ сладостной жизни ничего, це осталось, больше* П%т.
этому, часто вздыхаю я,, страшась ужасныхъ пещеръ адскаго*
тартара. Страшно сходить туда, и кто однажды сощелъ.туда, ниг
когда уже не, возвращается назадъ". Но чѣмъ менѣе давалъ отрады,
этотъ земной міръ, чѣмъ, болѣе чувствовались зло и бѣдственность
земной жизни, чѣмъ болѣе водворялось, чувство отчаянія, тѣмъ
бодѣе • измѣнялись въ этомъ отношеніи взгляды. Лщди начинали
смотрѣть на жизнь, въ этомъ мірѣ какъ ВД. призрачную щ
стали, искать истинной жизни только въ загробномъ мірѣ., Жизнег
радостность,,, наслажденіе красотами и великолѣпіемъ земли и че_<
логической, жизни» исчезли; на мѣсто, ихъ водворялось созданіе, слар*
бостер ѵ и ограниченности человѣческой природы; усиливалось
чувство .нич^РЖест-ва,;всего земнаго. Лучшіе мыслители стали гѳг-
ворить о, тѣлѣс,;ѵкакъ о темницѣ дрпи-ч*),.ц смерть^кртррой такъѵ
боялся Анакреонъ,,,.,;какъ? ужаснаго снисхожденія* въ тартаръ»
воорадядась.-какъ ОСВДбожденіе. „Только послѣ,-смерти" * грдо,рз|тъ .
Пдаеррнъ,- ^^мыу будемъ*'/нстиннрчжить “ - ’^ѵлКажъ • чаедюьъъі :'ЯЩгв