Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ИСКАНІЕ ИСТИННАГО БОГА И ЖАЖДА ВЫСШАГО ОТКРОВвНІЯ. 2Т чужіе культы лишь въ смыслѣ отправленія ихъ -публично или въ
какомъ нибудь священномъ мѣстѣ,8). Оба эти-свидѣтельства. можно
примирить въ томъ «смыслѣ, что Цицеронѣ представляетъ законъ в©
всей его строгости, а Ливій-^обнчно©его осуществленіе. Римляне до •
суевѣрности боялись запрещать культъ какого бы то ни было бога»
Замѣчательногвъ этомъ (отношеніи изреченіе Ливія: „гдѣ почитаніемъ
боговъ пользуются какъ предлогомъ для совершенія преступленія,
тамъ душею овладѣваетъ страхъ, чтобы, наказывая человѣческую
преступность, не нарушить какого либо соединяющагося <съ нею
божественнаго права* ,9). Даже при жестокомъ подавленіи вакха- ■
налій правительство не осмѣливалось -запретить самаго культа..
Для кого этотъ культъ, былъ дѣломъ совѣсти, тотъ могъ получатъ
отъ претора позволеніе на него, только подъ условіемъ, чтобы при
жертвоприношеніи участвовало не болѣе, пяти лицъ *°). Отсюда
объясняется то обстоятельство, почему законы противъ чужихъ
культовъ имѣли такъ мало значенія» г Строго приводить ихъ въ
исполненіе ни у кого не доставало смѣлости. Законъ предостав¬
лялъ право даже вторгаться въ домъ и. тамъ подвергать запрещенію
чужеземное богослуженіе; но итого не дѣлалось, и такимъ образомъ
чужіе культы скоро проникли изъ частныхъ домовъ даже на улицы
и общественныя мѣста. Притомъ было бы страшнымъ противорѣ¬
чіемъ, если бы римскій законъ, признавая чужаго бога въ его
собственной землѣ, въ тоже время запрещалъ поклоненіе ему въ
Римѣ.. Въ виду иапр. выразительнаго заявленія импер. Августа,
что-онъ щадитъ городъ Александрію въ честь великаго бога Се-
рапис.а, было бы крайнею несообразностью разрушать храмъ этого
бога въ Римѣ. ;г ■ Каждый народъ, каждая провинція имѣли своихъ собствен¬
ныхъ, боговъ. Но эта религіозная, децентрализація не согла¬
совалась съ строгой* централизаціей въ дѣлахъ- политическихъ.
Римское государство..въ политическомъ отношеніи до: того слилось,
въ одно цѣлое, что въ немъ погибни различныя національности;
такого же сліянія оно должно было достигнуть и въ .религіозномъ
отношеніи, ...Вслѣдствіе» этого государство дѣлало одинъ опытъ за'
другимъ съ цѣлію подавить чужіе: культа*- но всѣ старанія его
были, напрасны.,:Не|смотря на то. что. по. временамъ то изгоняли,
изъ Рима халдеевъ, астрологовъ я* іудеевъ., то закрывали храмъ.
Изиды или драмъ какого -нибудь другаго чужагоі бога, то издава¬
лись, усиленные закон-ы. противъ запрещенныхъ культовъ,—направ¬
леніе-это усиливалось все- болѣе и болѣе. Спустя одно столѣтіе
сами римскіе императоры» начали строить святилища Изидѣ- и 6е-
рапису рядомъ съ храмами Юпитера* и Весты-; знатныя..римскія
дамы-открыто участвовали въ процессіяхъ въ честь Изиды-, съ.