Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЩО. . • :» і • • «первые -'■дни1 •; хвтзтганствжѵ 1 гт
Ма; мѣсто, потерянной вѣры въ сознаніи народа выступало не фи¬
лософское! убѣжденіеѵ кавъ у образованныхъ, нѳ-г-или полйое равно¬
душіе . «о* івсяйой" религій} илшже>, когда такая пустота оказывалась
невыносимою,"къ древнимъ богамъ присоединялись новые, съ тай¬
ной?; надеждой; кто авось эти новые боги окажутся лучше и ми¬
лостивѣе старыхъ. Религіозная' жизнь Рима уже въ первыя времена
имперіи чрезвычайно; измѣнилась въ сравненіи съ прежнимъ. Тамъ
мы*-видимъ уже ;-не просто высокочтимыхъ въ древнее время
членовъ- жреческихъ коллегій;, не просто строгихъ весталокъ, кото¬
рыя 'поддерживаютъ священный огонъ, не1 просто авгуровъ и гада¬
телей,; которые предсказываютъ будущее. По улицамъ города по¬
всюду можно*-было* встрѣчать бѣгающихъ галловъ, жрецовъ пере¬
селившейся въ-Римъ великой богини Цибелы. Съ завываніями, съ
распущенными волосами, бичевали они себя до крови ремнями,
биій въ дребезжащіе бубны и предлагали за плату‘въ 100 яицъ
доставить ;всякому желающему исцѣленіе отъ болѣзней осени.
Тамъ -жё видимъ' жрецовъ египетской Изиды въ- длинныхъ полот¬
няныхъ одеждахъ* съ собачьею маской на лицѣ, съ таинственной
погремушкой (візігшп) въ рукахъ. Римскія дамы съ жадностью
тѣснились въ синагогу презрѣнныхъ іудеевъ, и нѣкоторые римляне
справляли даже іудейскую субботу въ надеждѣ пріобрѣсти благо¬
воленіе- таинственнаго для нихъ Іеговы, Тамъ то и дѣло встрѣ¬
чались всевозможные предсказатели, халдеи, астрологи, люди, вы¬
дававшіе себя за обладателей восточной мудрости Римскіе
солдаты* оффиціально* исполняя культъ римскихъ божествъ, втайнѣ
почитали совершенно новаго богау котораго они привезли съ собою
изъ похода во время войны противъ морскихъ разбойниковъ,
именно персидскаго бога свѣта, Митру. Тутъ мы видимъ поистинѣ
цѣлый вавияонъ всевозможныхъ-религій. Едва ли былъ такой родъ
религіознаго богопочитанія, который въ это время не имѣлъ бы
тамъ приверженцевъ. Даже нисшія формы язычества, фетишизмъ—
и тотъ находилъ сторонниковъ. Императоръ Неронъ, наскучивъ
почитаніемъ богини Астарты и не имѣя никакого другаго боже¬
ства, сталъ просто боготворить подаренный ему амулетъ. Прави¬
тель міровой имперіи, заключавшей въ себѣ всякую культуру,
сдѣлался такимъ образомъ фетишистомъ. Римскіе законы противъ чужихъ культовъ были очень строги.
Цицеронъ ‘,) приводитъ опредѣленіе, по которому никто не смѣлъ
имѣть или частно почитать новыхъ, откуда бы ни заимствованныхъ
боговъ, если они не признаны были оффиціально. Имъ было не
только запрещено вводить отрыто какой либо новый культъ, но
и частно принимать его у себя дома. Ливій передаетъ это опре¬
дѣленіе, івъ нѣсколько болѣе мягкой формѣ. По нему запрещались