Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
лило до кроваваго возстанія, когда въ тамошней синаногѣ прика¬
зано былр поставить. изображеніе императора, и приказаніе Кали-
:гульі поставить въ іерусалимскомъ храмѣ, свою статую безъ сомнѣнія
повлекло бы за, собою.множество бѣдствій, если бы приказаніе это
не.было отмѣнено съ умерщвленіемъ . императора. При этомъ осо¬
бенно замѣчательно то., что надзоръіза исполненіемъ, культа въ
честь императора той или другой провинціи возлагался на мѣстнаго
областнаго первосвященника. Онъ, долженъ былъ наблюдать за
тѣмъ, чтобы, ототъ культъ. повсюду- исполнялся тщательно-и
должнымъ образомъ. Почти можно думать, что от,сюда именно, по
крайней мѣрѣ въ Малрй Азіи,, вообще, развился даже обычай
высшаго надзора за религіозными ..дѣлами. Здѣсь мы, находимъ
также .и, причину того, .что - впослѣдствіи язычество приняло
церковнообразцую организацію, каковое обстоятельство заслуживаетъ
тѣмъ болыпаод вниманія, что въ недостаткѣ такой именно органи¬
заціи заключалась наибольшая слабость; язычества въ сравненіи съ
христіанскою церковью., Областной первосвященникъ*, правда, не
имѣлъ въ сцоихъ рукахъ. ,вла.сти наказывать, но на немъ лежала
обдзаниость, въ случаѣ пренебреженія къ императорскому культу,
призывать на помощь гражданскую власть, и можно думать, чт^о
такъ именно, часто, случалось цо. отношенію къ христіанамъ. Ко¬
нечно,,, не было простою .случайностью, что два .изъ самыхъ же-
.стокихъ гоненій во второмъ столѣтіи происходили въ . городахъ,
которые, какъ .Смирна и ,Лугдунумъ,‘ были главными мѣстами
императорскаго культа, и притомъ оба эти гоненія очевидно на¬
ходились, въ связи съ праздникомъ, въ честь императора. 'Вообще
начавшее распространяться христіанство сильнѣе всего должно
былр столкнуться съ язычествомъ въ этомъ именно пунктѣ. Что
христіане не поклонялись тому или другому богуг это еще былр
терпимр, такъ какъ и язычники бргртворили различныхъ боговъ;
но что они отказывались воздавать божескую почесть императору,—
этого язычники не могли сносить.. Участь большинства христіан¬
скихъ мучениковъ зависѣла не .отъ пренебреженія вообще къ язы¬
ческому, идолопоклонству, но отъ того, что. они отказывались при¬
нести куреніе императору. ,Но если культъ въ честь императора съ одной стороны . слу¬
жилъ въ подкрѣпленію язычества, то съ другой стороны онъ
обнаруживалъ одну, изъ самыхъ слабыхъ его сторонъ. Изъ него
народъ ясно видѣлъ, чтб такое были боги, которымъ воздвигали
храмы и оказывали божескія почести.. Когда императоръ Клавдій,
отравленный грибами, умеръ, онъ также былъ сопричисленъ въ
богамъ, По обычаю, особые свидѣтели при этомъ завѣряли клят¬
вою, что, они видѣли, какъ душа императора восходила на небо;