Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
религіозное состояніе- языческаго міра. ТТ за собою нѣсколько мѣстный характеръ. Всякая странѣ, всякій
городъ съ понятною ревнивостью считали свое божество за’ н'ай-
высіпее. Для жителей Ефеса не было НйчёгО выше ихъ вёлйкб'й
богини Діаны; для жителей Пёргайа высшимъ божестйойъ :бшгъ
ночитавйійся ими Эсйулапъ. Въ’виду этЬго, входййМе въ ЧюЙтайъ
Римской имперій народы никогда Не могли 'согласиться между со¬
бою въ общемъ почитйній к'акоГо • нибѵдг, одного изъ древяйХъ
божествъ, божественность же императора они поЧйталй всѣ. Изъ
бототворенія общаго главы государства возникло единство культа,
котораго не знйЛи Прежнія времена. Такъ, культъ въ’ честь импе¬
ратора въ дѣйствительности затѣнилъ всѣ дрёвніе культы. „Статуи
императоровъ болѣе пѳчйтаются, чѣмъ статуи дрёбнйхъ бОгб'НЬ*,
Свидѣтельствуетъ МелитОнѣ '*): Въ Испаніи Чйслб Выступайщйхъ на
надписяхъ жрецовъ разныхъ боговъ въ сравНёіій съ Грецами ймііёр&-
торовъ совершенно ничтожно, и даже Въ Африкѣ послѣдніе поль¬
зовались неизмѣримо большимъ почтеніемъ въ нар'одѣ чѣмъ первые.
Даже на мѣстахъ древнихъ религіозныхъ святилищъ Греціи къ
этому времени уже возвышались чзображёнія императоровъ: Въ
Дельфахъ они сйльйо тѣейиЛи дрёвййХъ боГовъ; въ Элидѣ, Ко¬
ринѳѣ, Спартѣ были храмы въ честь императоровъ, и даже Въ
храмѣ Олимпійскаго Зёвсй, рядомъ Съ знаменитой статуей этого
бога, стояло изображеніе императора. Старый культъ вмѣстѣ съ
тѣмъ часто смѣшйвалсй съ новымъ и исчезалъ въ немъ^ Импера¬
торъ Адріанъ въ Греціи боготворился какъ Олимпійскій Зёвсъ,
его супруга какъ Деметра, обоготворенный Адріаномъ Айтиной
какъ Вакхъ. Въ Галліи императора боготворили бъ такихъ обря¬
дахъ, которые заимствованы' были изъ культа древнихъ боговѣ, и
„Арвальскіе братья“ въ Римѣ, не смотря на ихъ Необычайную
преданность старинѣ, не Нуждались этого новшества: даже и они
отвели императору мѣсто среди древнихъ боговъ: Въ извѣстномъ смыслѣ можно сказать, что въ культѣ импера¬
торовъ завершилось религіозное развитіе древняго міра; онъ обра¬
зуетъ его ѵ объединяющую вершину. Въ Немъ именно явилась на
лицо формальная общегосударственная религія, признавать которую
считалось долгомъ всякаго гражданина и нарушеніе которой ста¬
новилось преступленіемъ противъ государства. Не смотря на общую
вѣротерпимость, правительство въ этомъ отношеніи было без¬
пощаднымъ. Іудеямъ напр. оказывалось вообще чрезвычайное сни¬
схожденіе въ ихъ религіозныхъ убѣжденіяхъ; Такъ, даже легіоны
при вступленіи въ Іерусалимъ должны были оставлять свои воен¬
ные значки во избѣжаніе обвиненія, что они внбсли въ святой
городъ языческія изображенія. Но совершёніе культа въ честь
императоровъ требовалось и отъ нйхъѵ Въ Александріи дѣло до- 2