Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СВ. АПОСТОЛЫ ІАКОВЪ И ПАВЕЛЪ О ВѢРѢ И ДѢЛАХЪ. тот па возрожденіе человѣка и на судьбу искупленныхъ 342). Идеалъ;
который принималъ каждый изъ нихъ, былъ почти одинъ и тотъ
же, и сдѣланный св. Іаковомъ краткій очеркъ премудрости свыше
могъ бы служить прекраснымъ дополненіемъ славнаго описанія
небесной любви у ап. Павла. Оба апостолы, и сердцемъ и душой,
были согласны между собой въ простой и великой нравственной
истинѣ такихъ положеній, какъ слѣдующія: „Такъ говорите и такъ поступайте, какъ имѣющіе быть су-
димы по закону свободы* (Іак. п, 12). „Вѣра безъ дѣлъ мертва" (Іак. н, 17, 26). „Каждаго дѣло обнаружится; ибо день покажетъ" (1 Кор. ш, 13). „Богъ воздастъ каждому по дѣламъ его" (Рим. п, 6—10). „Ибо всѣмъ намъ должно явиться предъ судилище Христово,
чтобы каждому получить, соотвѣтственно тому, чтб онъ дѣлалъ,
живя въ тѣлѣ, доброе или худое* (2 Кор. т, 10). Оба также и сердцемъ и душой приняли бы изреченіе ап,
Іоанна, въ которомъ эти кажущіяся противорѣчія находятъ свое,
окончательное примиреніе: „если мы говоримъ, что имѣемъ об¬
щеніе съ Нимъ, а ходимъ во тьмѣ; то мы лжемъ, и не посту¬
паемъ по истинѣ* (1 Іоан, і, 6);—или выраженіе св. ап. Павла,
въ томъ самомъ посланіи, въ которомъ онъ впервые изложилъ,
очеркъ своей великой схемы, и въ трехъ различныхъ заклю¬
ченіяхъ къ своей любимой и трижды повторенной формулѣ: „Ибо во Христѣ Іисусѣ не имѣетъ силы ни обрѣзаніе, ни не'
обрѣзаніе", Но „вѣра дѣйствующая любовію" (Галат. ѵ, 6). Но „новая тварь* (Гал. ті, 15). Но „все въ соблюденіи заповѣдей Божіихъ" (1 Кор. ѵп, 19). Если бы ап. Навелъ писалъ такъ, какъ извратилъ его вы¬
раженіе Лютеръ, что именно человѣкъ оправдывается „ вѣрою-
толтои, тогда между нимъ и св. Іаковомъ оказалось бы явное
противорѣчіе. Но ан. Павелъ сказалъ только: „ибо мы признаемъ,
что человѣкъ оправдывается трою, независимо отъ дѣлъ закона"
(Рим. ш, 28), и въ это то знаменитое изреченіе Лютеръ дерз¬
нулъ вставить слово „только*, которое и придало всему изрече¬
нію совершенно иной смыслъ. Какъ въ этомъ, такъ и во многихъ другихъ случаяхъ, мы
можемъ благодарить Бога, что истина была открыта намъ съ раз¬
личныхъ сторонъ, и что разнообразіемъ даровъ Духъ Святой со¬
дѣйствовалъ каждому апостолу въ открытіи истины по своему из¬
воленію, внушая одному углублять нашу духовную жизнь торже¬
ственнымъ провозглашеніемъ, что дѣла не могутъ оправдывать. * . ч •* ( ,ч;\. І . ' і г Ѵ-А