Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЬЮШИ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. Фшшп. іу; Кол. ш, іу, и проч.). Увѣщаніе своихъ самыхъ по¬
слѣднихъ посланій онъ почти исключительно направляетъ къ тому,
чтобы въ сердцахъ всѣхъ классовъ своихъ обращенцевъ напечатлѣть
сознаніё- высоты и блаженства съ вѣрою совершаемыхъ добрыхъ
дѣлъ (1 Тим. п, 10; ѵ, 10; уі, 18; 2 Тим. ш, 17; Тит. п, 7—14;
ш,8). Мало того: даже въ томъ самомъ посланіи, центральной идеей
которой служитъ ученіе объ оправданіи вѣрою, онъ не смущается -
употреблять слово «оправданіе" въ менѣе специфическомъ смыслѣ,,
придаваемомъ ему св. Іаковомъ, и пишетъ, что «не слушатели
закона праведны предъ Богомъ, по исполнители закона оправданы
будутъ11 (Рим. п, 13),—выраженіе, которое св. Іаковъ совершенно
могъ бы употребить въ своемъ собственномъ посланіи. Оба апо¬
столы одинаково были согласны въ томъ, что (въ йзвѣстномъ
смыслѣ)' вѣра безъ дѣлъ есть простое бездушное правовѣріе и дѣла
безъ вѣры составляютъ простую законническую праведность. Въ виду изложенныхъ данныхъ можно съ полною увѣренностью
полагать, что въ отношеніи всѣхъ практическихъ цѣлей апостолъ
язычниковъ и епископъ обрѣзанныхъ въ сущности согласны между
собою,—согласны въ мысли, хотя и различаются въ выраженіи,
и во всякомъ случаѣ ихъ второстепенныя разногласія сглажи¬
ваются въ высшемъ единствѣ, такъ что совершенно нѣтъ ника¬
кого основанія говорить, будто по этому предмету, по крайней
мѣрѣ, между ними происходилъ какой либо ожесточенный споръ.
Они подходили къ истинамъ христіанства съ различныхъ сторонъ;
смотрѣли на нихъ съ различныхъ точекъ, зрѣнія; жили при раз¬
личныхъ окружавшихъ ихъ обстоятельствахъ; ратовали противъ раз¬
личныхъ заблужденій; употребляли различную фразеологію. Про¬
тивоположность между ними заключается только въ области сло¬
веснаго выраженія; она отнюдь не затрогиваетъ сущности или
теоріи христіанской жизни. . У ап. Павла нѣтъ ни одного та¬
кого слова по этому предмету, которое не могло бы быть при¬
нято, послѣ нѣкотораго разъясненія, св. Іаковомъ, хотя онъ, быть
можетъ, предпочелъ бы измѣнить нѣкоторыя изъ употребленныхъ
ап. Павломъ выраженій. У св. Іакова нѣтъ ни одного такого
слова по этому предмету, которое, будучи объяснено въ смыслѣ
св. Іакова, не могло бы быть принято ап. Павломъ. Глубокую
истину выразилъ ап. Павелъ, когда онъ писалъ, что мы „оправ¬
дываемся вѣрою"; но великую истину выразилъ также и св. Іа¬
ковъ, когда онъ сказалъ, что «мы не можемъ оправдаться безъ
дѣлъ". Не смотря на кажущееся словесное противорѣчіе, оба эти
положенія находятся въ полнѣйшемъ согласіи между собою.* Оба
апостолы держались тождественныхъ взглядовъ на волю Божію,