Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СВ. АПОСТОЛЫ ІАКОВЪ И ПАВЕЛЪ О ВѢРѢ И ДѢЛАХЪ.' . $9*5' тивопоставляетъ мертвую недѣйствительную вѣру съ тою вѣрою;'
которая заявляетъ о своемъ существованіи добрыми дѣлами. Аргу¬
ментація ап. Павла направляется къ ниспроверженію тщетной само*
увѣренности фарисея (ср. Дѣян, хш, 39); аргументація св. Іакова
одинаково направляется какъ противъ іудея, полагавшаго всѣ свой
надежды на безплодное правовѣріе, такъ и противъ антиноміанина,
который отождествлялъ спасающую вѣру съ бездушнымъ испо¬
вѣданіемъ. Наконецъ, не трудно показать, что какъ въ отношеніи вѣры,
такъ и въ отношеніи дѣлъ, оба апостола, не смотря на различіе
въ своихъ выраженіяхъ, въ сущности учатъ одно и тозке. 1) Такъ въ отношеніи вѣры св. Іаковъ говоритъ въ этой-са¬
мой главѣ: „И. исполнилось слово Писанія: вѣровалъ Авраамъ Богу,
и это вмѣнилось ему въ праведность41 (п, 23) ’41). Тотъ же самый
стихъ въ тѣхъ же самыхъ словахъ приводитъ и ап. Павелъ (Рим.
гѵ, 3) съ вступительнымъ замѣчаніемъ „ибо что говоритъ Писа¬
ніе11? Св. Іаковъ не только не исключаетъ вѣру, но говоритъ даже
объ „испытаніи вѣры*, какъ производящей то терпѣніе, которое
ведетъ къ совершенствованію (і, 3). Онъ настаиваетъ на обязан¬
ности молитвы, возносимой въ непоколебимой вѣрѣ, какъ средствѣ
полученія божественной мудрости (і, 6); онъ опредѣляетъ хри¬
стіанство какъ „вѣру въ Іисуса Христа нашего Господа славы*
(ц, 1); говоритъ о бѣдныхъ, какъ наслѣдникахъ царства, потому
что они богаты въ вѣрѣ (п, 5); подразумѣваетъ безусловную не¬
обходимость вѣры сосуществующей съ дѣлами, дѣйствующей ими,
получающей свое совершенство отъ нихъ (п, 22, 26) и не во¬
ображаетъ возможности имѣющихся имъ въ виду дѣлъ, кромѣ какъ
въ смыслѣ видимыхъ доказательствъ невидимой вѣры. 2) Подобно тому, какъ св. Іаковъ отнюдь не игнорируетъ и не
подрываетъ значенія вѣры, такъ и св. ап. Павелъ не игнорируетъ
и не подрываетъ значенія и необходимости добрыхъ дѣлъ. Онъ
говоритъ о Богѣ, что Онъ „силенъ обогатить насъ всякою благо¬
датію, чтобы мы, всегда и во всемъ, имѣя всякое довольство
(аотархеіаѵ) были богаты на всякое доброе дѣло11 (2 Еор. іх, 8).
Онъ говоритъ о добрыхъ дѣлахъ, которыя Богъ предназначилъ
намъ исполнять (Ефес. и, 10). Онъ заявляетъ, что „приноше¬
ніе плода во всякомъ дѣлѣ благомъ* есть жизнь достойная и
угодная Богу (Кол. і, 10). Онъ молится, чтобы Господь Іисусъ
утвердилъ сердца его обращенцевъ во всякомъ добромъ словѣ и
дѣлѣ (2 Ѳесс. п, 17). Практическую часть всякаго своего посланія
онъ посвящаетъ внушенію христіанскихъ обязанностей и добродѣте¬
лей (Рим. хи—хп; 1 Кор. хи; 2 Кор. іх; Гал. у, 6; Еф. у, ѵі;