Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
394 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. былъ (въ обыденномъ значеніи слова) оправданъ вѣрою, или
будетъ сказано, что онъ былъ оправданъ дѣлами. Онъ былъ
оправданъ вѣрою потому, что ничто, кромѣ его вѣры, не могло
привести его къ столь совершенному терпѣнію въ часъ 'испыта¬
нія; онъ былъ оправданъ дѣлами, потому что безъ его дѣлъ и
не могло быть доказательства, что у него была вѣра. Вѣра и
дѣла въ этомъ смыслѣ въ дѣйствительности неразрывно перевиты
между собою. Какъ дѣлъ не можетъ быть безъ вѣры, такъ и
вѣры не можетъ быть безъ дѣлъ. Въ дѣйствительности будетъ
совершенно одно и тоже, если мы скажемъ, что человѣкъ оправ¬
данъ (въ томъ или другомъ значеніи этого слова) такою вѣрою,
которая, по самой своей сущности, должна обнаружиться въ
добрыхъ дѣлахъ, или такими дѣлами, которыя только и могутъ
происходить отъ истинной и живой вѣры. Не удивительно также
(какъ мы уже видѣли), что вопросъ этотъ долженъ былъ разъ¬
ясняться примѣромъ Авраама, жизнь и вѣра котораго постоянно
обсуждались въ ихъ мельчайшихъ подробностяхъ іудейскими рав¬
винами, и который, какъ утверждали послѣдніе, не только былъ '
спасенъ вѣрою, но и соблюдалъ даже устныя заповѣди цѣлое
столѣтіе раньше, чѣмъ онѣ были изданы на Синаѣ а39). Если св.
Іаковъ также беретъ примѣръ Раавы, то это еще не заключаетъ въ
себѣ непремѣнно намека на замѣчаніе въ посланіи къ Евреямъ,
что она также была спасена вѣрою. Примѣръ Раавы также много
обсуждался въ іудейскихъ школахъ, гдѣ заявлялось, что по ея
вѣрѣ и дѣламъ отъ нея произошло не менѣе восьми пророковъ,
которые были также священниками, и что Олда пророчица была
также одною изъ ея потомковъ г4°). ѵ. Кажущееся противорѣчіе между апостолами совершенно
исчезаетъ, когда мы будемъ имѣть въ виду, что ап. Павелъ глав¬
нымъ образомъ имѣетъ дѣло съ тщетнымъ упованіемъ на закон-
ническія дѣла, а св. Іаковъ—съ тщетнымъ упованіемъ на право¬
вѣріе. Ап. Павелъ писалъ языческимъ общинамъ съ цѣлью предо¬
стеречь ихъ отъ соблазна полагаться въ дѣлѣ своего спасенія на
внѣшніе обряды, церемоніи, или даже на добрыя дѣла, совершае¬
мыя въ духѣ рабскаго страха. Св. Іаковъ доказываетъ какъ іудей¬
скимъ изувѣрамъ, думавшимъ, что исповѣданіе единобожія и уча¬
стіе въ іудейскихъ преимуществахъ (Матѳ, ш, 9) спасетъ ихъ,
такъ и заблуждающимся сторонникамъ ап. Павла, извращавшимъ
его истинное ученіе и думавшимъ,, что оправданіе можетъ быть
отдѣлено отъ внутренняго озаренія,—что спасающая вѣра воз¬
можна безъ святости соотвѣтствующей жизни. Ап. Павелъ проти¬
вопоставляетъ вѣру во Христа съ дѣлами закона; св. Іаковъ про-