Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
16 ШЩВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА увеселеній покрывались частью изъ государственныхъ средствъ, а
частью изъ личныхъ средствъ предсѣдателя Собранія (азіарха, ли-
кіарха и т. д.). Скоро выразили желаніе имѣть у себя храмы въ честь императора и другіе города, и Тиверій позволилъ Смирнѣ і
построить себѣ также храмъ, въ чемъ послѣдовали за нею и другіе
города. Въ послѣдующее время каждый болѣе или менѣе значи- |
тельный городъ имѣлъ свой храмъ и своего первосвященника, и.
достигнуть этого достоинства, дававшаго право въ пурпурномъ
одѣяніи, съ вѣнкомъ на головѣ, среди всевозможныхъ благоуха¬
ній, въ торжественной процессіи ходить по городу, — сдѣлалось
высшею цѣлью честолюбія для всякаго жителя провинціи. Въ дру¬
гихъ провинціяхъ культъ этотъ не получилъ такого развитія, но и
тамъ праздникъ въ честь императора всегда соединялся съ про- • ■ иниціальнымъ собраніемъ, и храмъ, построенный въ честь импера¬
тора, составлялъ въ нѣкоторомъ смыслѣ средоточіе провинціальной
жизни. Въ Галліи такой храмъ стоялъ въ Дугдунумѣ, гдѣ Саона
впадаетъ въ Рону. Тамъ 1 августа 12 года по Р. Хр. Друзъ по¬
святилъ жертвенникъ Ромѣ и генію императора, и въ этотъ же
самый день сюда ежегодно собирались представители Галліи, при¬
носили жертву императору и предавались праздничнымъ играмъ. Въ новозавоеванныхъ провинціяхъ учрежденіе жертвенника импе¬
ратору, такъ сказать, считалось печатью ихъ подчиненія римской,
власти, и своимъ участіемъ въ императорскомъ культѣ подчинен¬
ные народы свидѣтельствовали о своей принадлежности римскому
государству. Вообще нужно сказать, что ничто такъ не связывало
провинціи съ цѣлымъ государствомъ, какъ именно культъ въ честь
императора. Большое значеніе этотъ культъ имѣлъ и въ обществен¬
номъ отношеніи. Тому значительному классу населенія, которому
не позволялъ выдвигаться въ общественной жизни сильный ари¬
стократическій тонъ прежняго времени, всѣмъ тѣмъ, которые не
имѣли никакого участія въ общественныхъ должностяхъ въ жре¬
ческихъ коллегіяхъ старыхъ боговъ, былъ совершенно доступенъ
культъ въ честь императора; и всѣ они ревностно предавались ему. Во всѣхъ городахъ мы видимъ коллегіи августаловъ и клавдіаловъ,
къ которымъ могли также принадлежать и они; и членство въ
такихъ коллегіяхъ было для низшихъ классовъ вмѣстѣ съ тѣмъ
средствомъ достигнуть болѣе или менѣе важнаго • положенія въ об¬
ществѣ. Культъ въ честь императора несомнѣнно много содѣй¬
ствовалъ возрожденію того средняго общественнаго класса,, по¬
явленіе котораго мы и видимъ въ эти времена Римской имперіи. Для насъ конечно особенное значеніе имѣетъ здѣсь то, что
изъ культа въ' честь императора образуется общій культъ для
всего римскаго государства. Всѣ другіе культы всегда сохраняли