Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СВ. АПОСТОЛЫ ІАКОВЪ И ПАВЕЛЪ О ВѢРѢ И ДѢЛАХЪ. которыя такъ же невозможно отдѣлять отъ вѣры, какъ невозможно
, отдѣлять отъ огня его свѣтъ и теплоту 333). ш. Наконецъ и смыслъ слова оправданіе у ап. Павла лежитъ
въ болѣе высокой сферѣ, чѣмъ тотъ смыслъ, въ которомъ это
слово употребляется у св. Іакова. Св. ап. Павелъ употребляетъ
это слово въ спеціальномъ, техническомъ, богословскомъ смыслѣ,
для выраженія правды Божіей, которая, по способу судебнаго
оправдательнаго приговора, произнесеннаго разъ навсегда въ иску¬
пительной смерти Христа, вмѣняется грѣховному человѣку. Св.
Іаковъ употребляетъ это слово въ гораздо болѣе простомъ смыслѣ,
въ. смыслѣ объявленія насъ праведными—не просто, какъ думаютъ
многіе, праведными предъ людьми только 384),—но и праведными
предъ Богомъ, т. е. такими, жизнь которыхъ находится въ согла¬
сіи съ ихъ вѣрою 88 *). Ап. Павелъ говоритъ объ оправданіи, ко¬
торое начинается для грѣшника съ того момента, когда онъ съ
истиннымъ упованіемъ принимаетъ свое примиреніе съ Богомъ во
Христѣ и которое достигаетъ своей совершеннѣйшей степени,
когда вѣрующій истинно находится „во Христѣ", когда Христосъ
становится для него новою природой и животворящимъ духомъ.
Св. Іаковъ говоритъ объ оправданіи вѣрующаго, когда онъ произ¬
водитъ такія дѣла, какія только одни и могутъ показывать жизнен¬
ность живущей въ немъ вѣры 38в). Однимъ словомъ, можно сказать, что дѣла, которыя имѣетъ
въ виду ап. Павелъ, суть дѣла закона, а дѣла, подразумѣваемыя
св. Іаковомъ, суть дѣла благочестія; что ап. Павелъ говоритъ о
глубокой и таинственной вѣрѣ, а св. Іаковъ о теоретическомъ
вѣрованіи; ап. Павелъ имѣетъ въ виду первоначальное оправданіе
грѣшника, а св. Іаковъ—совершенное оправданіе вѣрующаго
гѵ. Согласно съ этимъ воззрѣніемъ, хотя оба апостола въ
разъясненіе своихъ взглядовъ ссылаются на жизнь патріарха,
жившаго за много столѣтій до изданія закона, они ссылаются не
на тѣ же самыя событія изъ его жизни. Ап. Павелъ поясняетъ
свое положеніе вѣрою Авраама въ обѣтованіе Божіе, что у него
родится сынъ, когда именно вопреки всякой возможности надѣяться
онъ вѣрилъ въ надежду (Рим. гѵ, 3, 9, 22; Быт. хѵ, 6). Св.
Іаковъ, принимая жизнь и вѣру Авраама, такѣ сказать, ьъ гораздо
низшемъ ея теченіи, показываетъ, какъ Авраамъ много .лѣтъ
спустя былъ оправданъ какъ вѣрующій, оправдавъ дѣлами, когда
онъ далъ завершающее доказательство своего послушанія согла¬
сіемъ принести въ- жертву даже своего единственнаго сына и
наслѣдника обѣтованія 88В). Очевидно, истина не потерпитъ ника¬
кого ущерба, будетъ ли сказано, что Авраамъ въ этомъ случаѣ