Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
-дан- ДЛТГСТІЛНСТВА. Здѣсь мы совершенно расходимся съ нѣмецкимъ реформато¬
ромъ во взглядѣ, что два эти изреченія, въ тѣхъ смыслахъ, которые
имѣлись въ виду ихъ авторами, непримиримы между собою 88°).
Примиреніе становится нетруднымъ, когда мы увидимъ, что св.
Іаковъ употребляетъ всѣ три слова—„вѣра“, „дѣла*, „оправда¬
ніе*—въ иномъ смыслѣ, для различныхъ лицъ, съ различными
поясненіями, при различныхъ обстоятельствахъ, чѣмъ ап. Павелъ;
и когда мы найдемъ далѣе, что св. Іаковъ въ другихъ мѣстахъ,
не менѣе самого ап. Павла, настаиваетъ на важности вѣры, а ап.
Павелъ, не менѣе св. Іакова, настаиваетъ' на необходимости дѣлъ. і. Подъ вѣрою ап. Павелъ никогда не разумѣетъ мертвую вѣру
(Мез іпіопшв). Онъ разумѣетъ 1) въ низшемъ смыслѣ этого слова
общее упованіе на Бога (азвепвив, Мисіа, Рим. іѵ, 18; Евр. хп,
1); затѣмъ 2) самопреданіе волѣ Божіей (Рим. х, 9; Филин, ш,
7); въ своемъ высочайшемъ и наиболѣе свойственномъ ап. Павлу
смыслѣ—въ томъ смыслѣ, который онъ и употребляетъ, говоря
объ оправданіи вѣрою,—она есть самопреданіе, перешедшее въ
освященіе; она есть любящая сила добра во всякой фазѣ жизни;
она есть нпіо шузііса, таинственное совоплощеніе со Христомъ въ
единствѣ любви и жизни 88 *). Но такое употребленіе Этого слова
было особенностью ап. Павла, и св. Іаковъ не принимаетъ этого
значенія. Онъ подразумѣвалъ подъ вѣрою въ этомъ именно мѣстѣ
простое теоретическое вѣрованіе, — вѣрованіе, которое можетъ
существовать безъ всякой зарождающейся жизни,—вѣрованіе, ко¬
торое почти состоитъ въ словесномъ исповѣданіи іудейскаго право¬
вѣрія,—вѣрованіе, которое не идетъ даже такъ далеко, какъ вѣро¬
ваній демоновъ,—вѣрованіе, которое, взятое само по себѣ, столь
безцѣнно по своему значенію, что онъ сравниваетъ его съ чело¬
вѣколюбіемъ, которое праздно изрекаетъ слова, не показывая ни¬
какихъ добрыхъ дѣлъ 83г). п. Затѣмъ и подъ дѣлами оба апостола разумѣютъ совершенно
различныя вещи. Ап. Павелъ имѣетъ въ виду главнымъ образомъ
тѣ дѣла, которыя столь высоко стояли во мнѣніи его іудейскихъ
противниковъ; онъ разумѣетъ дѣла и соблюденіе левитскаго и обря¬
доваго закона—новомѣсячія, субботы, жертвоприношенія, омовенія,
различія въ пищѣ и питіи, филактеріи и т. д.; —или въ самомъ
высшемъ смыслѣ дѣла обыденныхъ обязанностей, „дѣла закона*,
совершаемыя безъ внутренняго чувства, не вытекающія изъ любви
къ Богу. Онъ не разумѣлъ подъ ними, какъ разумѣлъ св. Іаковъ,
дѣла любви и благости, совершаемыя въ послушаніи царственному
закону (Іак. і, 25; п, 12), тѣ дѣла, которыя возникаютъ изъ
истинной и. живой вѣры, которыя должны возникать изъ нея.