Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СВ. АПОСТОЛЫ ІАКОВЪ И ПАВЕЛЪ О ВѢРѢ И ДѢЛАХЪ. ЗІМІ/ христіанами, которые, не понимая ученія ап. Павла, были сму^
щаемм невѣжественнымъ повтореніемъ формулы, избранной -для,,
изображенія этого ученія, то неужели было бы что нибудь уни¬
зительное для характера св. Іакова или недостойное для его • по¬
ложенія, если бы онъ проявилъ ревность къ опроверженію тѣхъ
извращеній, которымъ подвергалась эта формула? Развѣ не со¬
ставляетъ высокой заслуги обличеніе пустаго употребленія какого
нибудь выраженія, которое извращено и низведено на степень
служенія цѣлямъ лицемѣрія и раздора? Не могъ ли св. ап. Па¬
велъ радоваться, что такая задача предпринята его собратомъ
апостоломъ? Не совершилъ ли бы онъ и самъ этой задачи, если
бы обстоятельства показали ему, что она необходима? Конечно,
едва ли вѣроятно, чтобы онъ въ такомъ случаѣ употребилъ всѣ
тѣ выраженія, которыя употребилъ св. Іаковъ; но его пастыр¬
скія посланія съ достаточностью доказываютъ, что онъ искренно
соглашался съ нимъ въ его общемъ вѣровоззрѣніи. Мы поэтому,
вмѣстѣ со многими изъ древнихъ отцовъ и учителей церкви, ду¬
маемъ, что св. Іаковъ написалъ это мѣсто съ выразительнымъ
намѣреніемъ исправить ложные выводы изъ истиннаго ученія св.
ап. Павла 828); и что между ними нѣтъ ни малѣйшаго противо¬
рѣчія, а есть лишь нѣкоторое различіе въ формулированіи вели¬
кихъ догматическихъ истинъ 829). Если бы доводы св. Іакова были направлены къ опроверже¬
нію самого ап. Павла, то они были бы крайне несостоятельны.
Они не изслѣдуютъ глубины его мысли; они имѣютъ дѣло съ
употребленіемъ его словъ, которое обнаруживаетъ поверхностность
и отсутствіе истинно христіанскаго воззрѣнія. Полемическая аргу¬
ментація по необходимости должна потерпѣть неудачу, если каж¬
дое слово, сказанное писателемъ, можетъ быть усвоено лицемъ,
противъ котораго онъ пишетъ. Только въ смыслѣ исправленія
одностороннихъ и ошибочныхъ выводовъ изъ ученія ап. Павла,
сдѣланныхъ частнымъ невѣденіемъ, или распространенныхъ злоб¬
ною враждебностью, аргументація св. Іакова и имѣетъ то значе¬
ніе, которое во всѣ вѣка придавалось ей церковью. Но, устраняя вопросъ о сознательной противуноложности
между взглядами этихъ двухъ апостоловъ, какъ лежащей внѣ сферы
доказательности, мы должны изслѣдовать другой гораздо болѣе
важный вопросъ: какъ ихъ выраженія примирить съ истиною
Божіею? Какъ можно сдѣлать съ одинаковою увѣренностью такія
невидимому противоположныя заявленія: „Вы спасены чрезъ вѣру...
не отъ дѣлъ“ (Ефес. п,.8, 9), и „Видите ли, что человѣкъ оправ¬
дывается дѣлами, а не вѣрою толькои (Іак. п, 24)? "■*< 1