Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
390 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. ихъ обычаи; и такъ какъ онъ самъ исполнялъ общія постановле¬
нія закоца, считая это національнымъ долгомъ (хотя для него
они уже потеряли свое главное значеніе)', то мы имѣемъ всѣ осно¬
ванія предполагать, что онѣ посовѣтывалъ бы и всякоМу іудею,
обратившемуся къ нему за совѣтомъ, дѣлать тоже самое. Но вся¬
кая ложь, какъ бы она ни опровергалась часто, всегда оказы¬
вается полезною для партійнаго духа; и никакое объясненіе, какъ
бы оно ни было просто или искренне, не устранитъ самыхъ гру¬
быхъ извращеній извѣстнаго ученія, когда оно употребляется для
личныхъ цѣлей изувѣрными партизанами. Кромѣ того, не только
возможно, но и вѣроятно, что нѣкоторые изъ послѣдователей ап.
Павла сами извращали его наиболѣе отличительныя выраженія,
дѣлая изъ нихъ худое и даже опасное употребленіе. Мы легко
можемъ вообразить, что это могло быть именно такъ, потому что
обыденная жизнь показываетъ намъ, какъ легко обратить извѣст¬
ное выраженіе сначала въ партійный кличъ, затѣмъ лишить его вся¬
каго значенія и наконецъ употреблять его въ смыслѣ совершенно
чуждомъ тому, въ которомъ оно было употреблено первоначально.
Здѣсь опять мы отнюдь не ограничиваемся областью предположе¬
ній. У насъ есть выразительное свидѣтельство втораго посланія
ап. Петра, что были люди, которые истолковывали трудныя мѣста
въ посланіяхъ ап. Павла, равно какъ и во всѣхъ другихъ кни¬
гахъ св. Писанія, къ своей собственной погибели. Между тѣмъ,
никакое выраженіе, взятое само по себѣ, безъ искренняго жела¬
нія постигнуть его, не можетъ подлежать такому извращенію,
какъ именно наиболѣе характеристическая формула ап. Павла въ
его ученіи объ оправданіи вѣрою. Въ приданномъ имъ этой фор¬
мулѣ смыслѣ это одна изъ глубочайшихъ и существеннѣйшихъ
истинъ христіанства; но только въ его именно смыслѣ. А онъ
употреблялъ оба эти слова „оправданіе" и „вѣра" въ томъ зна¬
ченіи, которое они получали въ общей великой системѣ его аргу¬
ментаціи. Благодаря этому именно обстоятельству, его слова по¬
стоянно понимались неправильно и до настоящаго времени объяс¬
няются до плачевности превратно. До настоящаго времени есть
люди, которые любятъ употреблять столь несостоятельныя выра¬
женія, какъ „дѣла мертвы". Даже во времена апостоловъ, какъ
и послѣ нихъ, были николаиты и другіе антиноміане, которые,
опираясь на обладаніе ими вѣрою, ставили себя выше нравствен¬
наго закона и приписывали себѣ полнѣйшую свободу въ совер¬
шеніи всякаго нечестія. Въ такомъ случаѣ, если св. Іакову при¬
ходилось встрѣчаться съ такими людьми, или онъ слышалъ о ихъ
существованіи, или даже когда-либо встрѣчался съ іудейскими