Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СВ. АПОСТОЛЫ ІАКОВЪ И ПАВЕЛЪ О ВѢРѢ И ДѢЛАХЪ. З’І# іудейскихъ школахъ, причемъ особенно часто дѣлались ссылки на
жизнь Авраама, всетаки, намъ думается, нѣтъ достаточныхъ даю-
пыхъ для доказательства того, что ученіе это когда нибудь было
формулировано вполнѣ ясно и опредѣленно, и во всякомъ случаѣ
оно никогда не было обсуждаемо такъ полно и выразительно, какъ
это дѣлается въ посланіяхъ къ Римлянамъ и Галатамъ лэт). Если
мы, вправѣ предполагать, что св. Іаковъ написалъ свое посланіе
около 61 и 62 года, то въ такомъ случаѣ должно было пройти
нѣсколько лѣтъ съ того времени, какъ ап. Павломъ написаны и
отправлены были эти великія посланія. Въ виду того, что послан¬
ные, пришедшіе изъ Іерусалима — пришедшіе, по ихъ заявленію,
какбы отъ Іакова,—гордившіеся, хотя и не всегда вѣрно, его санк¬
ціей и авторитетомъ,—принесшіе съ собою письма, которыя если и
не писаны были имъ самимъ, то во всякомъ случаѣ писаны были
главными членами той церкви, гдѣ онъ былъ епископомъ,—про¬
никали во многія изъ общинъ, основанныхъ ап. Павломъ, и на¬
половину разрушили его дѣло, приводя его обращенцевъ въ под¬
законное рабство, отъ котораго онъ освободилъ ихъ, — въ виду
всего этого станетъ почти непонятнымъ, чтобы св. Іаковъ, даже
если бы онъ не видѣлъ списковъ того или другаго изъ этихъ
посланій, по крайней мѣрѣ не былъ знакомъ съ общимъ тономъ
вѣровоззрѣній великаго собрата апостола, сдѣлавшихся столь из¬
вѣстными повсюду, гдѣ только проповѣдывалось имя Христа. Между
тѣмъ ученіе ап. Павла было въ высшей степени самобытно. Обнять
его полное значеніе отнюдь не было легкимъ дѣломъ, а для враж¬
дебнаго или предубѣжденнаго лица и совершенно невозможнымъ.
Для многихъ, воспитанныхъ во всепоглощающихъ предразсудкахъ
іудейства, его мнѣнія о законѣ должны были казаться сомнительными.
Пламенная смѣлость нѣкоторыхъ изъ выраженій въ написанныхъ
и разосланныхъ имъ посланіяхъ,—выраженій, часто высказывавшихся
въ пылу спора, необходимо должна была разжигать въ нихъ не¬
годованіе. Едва ди вѣроятно, чтобы въ церкви іерусалимской раз¬
сужденія ап. Павла изучались съ глубокою тщательностью и при¬
лежаніемъ. Самъ св. Іаковъ свидѣтельствуетъ о томъ, что какъ
тамъ, такъ и во всѣхъ общинахъ іудейскаго міра, воззрѣнія вели¬
каго миссіонера-апостола систематически извращались. Для за¬
уряднаго іудейскаго христіанина онъ былъ извѣстенъ какъ чело¬
вѣкъ, который постоянно училъ „отступленію отъ Моисея", какъ
человѣкъ, который „запрещалъ* не только язычникамъ, но и
„всѣмъ іудеямъ" обрѣзывать своихъ дѣтей и „поступать по обы¬
чаямъ отцовъ" (Дѣян, ххі, 21). Что касается іудеевъ, то обви¬
неніе это .было ложно. Ап. Павелъ никогда не вмѣшивался въ