Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
,иіг ~хіь~ Аиттгіта: Многіе іудеи однако же менѣе полагались на исполненіе сво¬
ихъ обрядовыхъ постановленій, чѣмъ на обладаніе особыми пре¬
имуществами. в) -Въ отношеніи своего національнаго положенія іудеи гово¬
рили, что Богъ далъ израилю три драгоцѣнныхъ дара: законъ,
землю обѣтованную и міръ грядущій 32‘); что всѣ израильтяне
князья з2а), всѣ святые 3!3), всѣ философы, , полные заслуженныхъ
дѣлъ, какъ гранатовое яблоко зернышками “ 324), и что для міра
было бы такъ же невозможно быть безъ нихъ, какъ невозможно
быть безъ воздуха зав). Они осмѣливались говорить даже, что „ всѣ
израильтяне имѣютъ часть въ грядущемъ мірѣ, какъ написано: и
народъ твой весь будетъ праведный, на вѣки наслѣдуетъ землю*
(Исх. ьх, 21; ЗапЬейгів, і. 90, а). „Міръ сотворенъ только для Израиля: никто еще не называются
сынами Божіими кромѣ израиля: никто еще не возлюбленъ предъ
Богомъ кромѣ израиля* (бегіт, і). г) По свидѣтельству самого Талмуда, въ сердцѣ іудейской цер¬
кви господствовала внѣшняя обрядность. Первосвященники, хотя
они, согласно лучшимъ іудейскимъ свидѣтельствамъ, были постыд¬
ными образцами жадности, симоніи, роскоши, чревоугодія, гор¬
дости и насилія, чувствовали однакоже полное самоудовлетворе¬
ніе, если только до точности исполняли левитскую обрядноеть, от¬
нюдь не будучи образцами духовной праведности. - Въ трактатѣ
Сота (47, Ъ) есть горькая жалоба на то, что нравственная сто¬
рона жизни не пользуется никакимъ уваженіемъ, и, что вообще ни¬
чему не придается значенія кромѣ внѣшняго служенія. Въ дру¬
гомъ трактатѣ (Йома, 28, а) говорится, что' соблюденіе внѣшней
обрядности цѣнилось выше, чѣмъ внутренняя чистота, и что даже
самоубійство считалось ничтожнымъ въ сравненіи съ обрядовымъ
оскверненіемъ храма 32е). Св. Іаковъ ежедневно былъ свидѣтелемъ
того, какъ люди, живя въ полномъ пренебреженіи ко всякому
нравственному закону, однакоже думали достигнуть спасенія лег¬
кимъ механизмомъ тщательнаго исполненія обрядности. Противъ
подобныхъ механическихъ, представленій о святости и свидѣтель¬
ствуетъ съ необычайною силою его посланіе. Но, въ виду принимаемаго нами на другихъ основаніяхъ
предположенія, что посланіе это было написано незадолго до смерти
св. Іакова, становится труднымъ предполагать, чтобы доводъ св. Іа¬
кова въ пользу „оправданія дѣлами* совершенно не имѣлъ никакого
отношенія къ великой аргументаціи посланій, въ которыхъ ап. Па¬
велъ развивалъ истину объ оправданій вѣрою. Даже при допу¬
щеніи того, что вопросъ о вѣрѣ и дѣлахъ часто обсуждался въ