Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СВ. АПОСТОЛЫ ІАКОВЪ И ПАВЕЛЪ О ВѢРЪ И ДѢЛАХЪ. л; й;С щихъ, что вопросъ о вѣрѣ и дѣлахъ уже издавна и съ оживле¬
ніемъ обсуждался въ іудейскихъ школахъ, и что имена Авраама
и даже Раавы 818), какъ составляющія двѣ рѣзкія противополож¬
ности, постоянно вводились въ эти споры. Поэтому было бы не¬
справедливо говорить, что св. Іаковъ непремѣнно имѣлъ въ виду
св.. ап. Павла. „Солифидіанизмъ* (ученіе объ оправданіи только
вѣрою) іудеевъ состоялъ въ исключительномъ упованіи ихъ на
свой монотеизмъ, на свое происхожденіе отъ Авраама, на обрѣ¬
заніе и на обладаніе закономъ 31э). Іустинъ философъ намекаетъ
на іудеевъ, которые, „будучи даже грѣшниками, обманывали себя
заявленіемъ, что такъ какъ они знали Бога, то Онъ не вмѣнитъ
имъ грѣха “ 88 °). Если бы поэтому можно было доказать раннее
происхожденіе этого посланія, то вопросъ касательно какой либо
преднамѣренной оппозиціи между этими двумя апостолами поте¬
рялъ бы почву, и мы должны были бы только показать, есть ли
какая нибудь возможность примирить независимыя положенія, ко¬
торыя, на первый взглядъ, кажутся взаимно исключающими. Уста¬
новить этотъ фактъ, доказать, что къ какому бы времени ни
относилось происхожденіе этого посланія, св. Іаковъ могъ самъ
по себѣ опровергать мнѣніе объ оправданіи вѣрою,—не то уче¬
ніе, которое излагалъ св. ап. Павелъ, но ученіе о слѣпомъ іудей¬
скомъ упованіи на преимущества и обрядность,—доказать это, го¬
воримъ, столь важно и необходимо, что будетъ отнюдь не излишне
доказать на основаніи Талмуда, что подобныя воззрѣнія были сильно
распространены въ іудейскомъ мірѣ. а) Такъ, что касается монотеизма, то мы находимъ этотъ со-
лифидіанизмъ въ повтореніи Шемы, т. е. ежедневной молитвѣ:
„слушай, израиль, Господь Богъ нашъ Господь единъ есть“
(Втор, п, 4); а „всякій, поясняетъ Талмудъ, кто удлиняетъ про-
изношеніе слова единъ (эгиадг), тотъ этимъ самымъ удлиняетъ
свои дни и годы“ (ВегасЬоіЪ, I, 13, Ъ). Когда Акиба, подвергаясь мученичеству чрезъ отрываніе отъ
него тѣла кусками, умеръ, произнося это слово „единъ*, тогда,
по талмудическому сказанію, явился ему Баѳъ-Колъ и сказалъ ему:
„благословенъ ты, равви Акиба; ибо твоя душа и слово «единъ»
оставили твое тѣло вмѣстѣ* (ійеш, і. 61, Ь). б) Затѣмъ, касательно обрѣзанія говорится слѣдующее; „Хотя Авраамъ исполнялъ всѣ заповѣди, включая и весь обря¬
довый законъ* (ЕЖизЬіп, I. 82, а), „однакоже онъ не былъ
совершеннымъ, пока не обрѣзался* (Хейагіт, 1. 31, Ь). „Обрѣзаніе такъ велико, что касательно его было заключено
тринадцать завѣтовъ* (Хейагітп, і. 31, Ъ). -25* Ч . - 1 РІІ