Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СГС7ГѴГ ТНІЕГБЖЕ—ДНИ ХРИСТЖНЦТВ37 чешь ли знать, неосновательный человѣкъ 3,Б), что вѣра безъ дѣлъ
мертва(Іак. п,- 20). Посланіе св. Іуды, по ихъ взгляду, дѣ¬
лается, .образцомъ „дышащихъ ненавистью посланійкоторыя раз-
сылала но іудейскимъ церквамъ церковь іерусалимская съ цѣ¬
лію. побудить христіанъ не только отвергать, но и поносить
„благовѣстіе апостола язычниковъ“. По ихъ толкованію, св. Іоаннъ,
апостолъ любви, металъ въ своего великаго собрата апостола еще
болѣе яростнымъ поношеніемъ, и „въ приступѣ страстной нена¬
висти “ описывалъ его какъ лже-апостола, Валаама, Іезавели,
основателя секты николаитовъ и учителя преступленія и ереси.
По ихъ взгляду поэтому самыя обращенія Апокалипсиса къ семи
церквамъ представляютъ собою какбы манифесты, направленные
іудействующими противъ того самаго апостола, геройскими тру¬
дами котораго основаны были эти церкви 3,е). Лживость всей этой
гипотезы давно уже доказана. Она только представляетъ иллюстра¬
цію той легкости, съ какою теорія, основанная на шаткомъ
фактическомъ основаніи, можетъ быть доведена до совершенной
чудовищности. Что ап. Павелъ и св. Іаковъ подходили къ вели¬
кимъ истинамъ христіанства съ различной точки зрѣнія; что они
пользуются не одними и тѣми же выраженіями при описаніи ихъ;
что они расходились между собою по различнымъ вопросамъ теоріи
и жизни,—все это ясно изъ книги Дѣяній Апостольскихъ и еще
болѣе ясно изъ различныхъ замѣчаній въ посланіяхъ св. ап.
Павла. Но приверженцы великихъ мыслителей весьма часто пре¬
увеличиваютъ ихъ разногласіе, и оказываются неспособными по¬
нять ихъ истинный духъ. Каковъ бы ни былъ тонъ іерусалим¬
скихъ фарисеевъ по отношенію къ языческимъ христіанамъ, не¬
показывавшимъ уваженія къ обрядовому закону, мы во всякомъ
случаѣ имѣемъ доказательства отъ самого ап. Павла (Гал. и, 9;
Дѣян, хѵ, 13—21; ххі, 17—25), равно какъ и въ обществен¬
ныхъ лѣтописяхъ церкви, что между нимъ -и другими ашстоламй
царствовалъ духъ взаимнаго уваженія и взаимной снисходитель¬
ности. Поэтому, взглядъ, что св. Іаковъ пытался въ своихъ по¬
сланіяхъ ниспровергнуть ученіе св. ап. Павла, можетъ быть; окон¬
чательно выведенъ за предѣлы обсужденія, какъ вполнѣ несо¬
стоятельный. По другому взгляду, нашедшему въ недавнее время сторон¬
ника въ лицѣ Ляйтфута *14), св. Іаковъ не имѣетъ въ виду ап.
Павла, его выраженія нисколько не относятся къ нему, и онъ за¬
нимается только спорами, которые вращались въ совершенно иной
области идей. Взглядъ этотъ, какъ намъ думается, возможенъ. Въ
подтвержденіе его приводится достаточно данныхъ, доказываю¬