Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СВ. АПОСТОЛЫ ІАКОВЪ И ПАВЕЛЪ О ВѢРѢ И ДѢЛАХЪ. Богомъ Іисуса спасены дѣлъ, что-
хвалился“ (Ефес. кто говоритъ, что онъ имѣетъ вѣ¬
ру, а дѣлъ не имѣетъ? можетъ ли
эта вѣра спасти его “ ? (Іак. п, 14). „ Такъ и вѣра, если не имѣетъ
дѣлъ, мертва сама по себѣ“
(Іак. и, 17). „Видите ли, что человѣкъ
оправдывается дѣлами, а не вѣ¬ рою только“ (Іак. п, 24). ' мы имѣемъ миръ съ
і чрезъ Господа нашего
Христа0 (Рим. ѵ, 1). „Ибо благодатію вы
чрезъ вѣру... не отъ
бы никто не
п, 8, 9). (, .„Ибо мы признаемъ, что че¬
ловѣкъ оправдывается вѣрою, не¬
зависимо отъ дѣлъ закона“ (Рим.
ш, 28). Неудивительно, что противоположный характеръ этихъ изре¬
ченій обратилъ на себя глубокое вниманіе изслѣдователей, и въ
послѣднее время касательно ихъ установилось два различныхъ взгляда. По одному ивъ нихъ эти мѣста заключаютъ въ себѣ дѣйствитель¬
ное и даже преднамѣренное противорѣчіе8І*). Бауръ предполагаетъ,
что св. Іаковъ намѣренно задался цѣлію противодѣйствовать формулѣ
св. ап. Павла, или его школѣ, но говоритъ еще съ умѣренностью
объ этомъ. Онъ думаетъ, что доводы св. Іакова имѣли не столько
цѣль полемическую, сколько исправительную и поэтому они вы¬
текали изъ истиннаго духа каѳолическаго единства. Другіе одна¬
коже, и особенно наиболѣе крайніе представители Тюбингенской
школы, смотрятъ на это посланіе какъ на ожесточенный мани¬
фестъ іудействующихъ христіанъ противъ сторонниковъ ап.Павла314).
Бауръ научно указалъ важность богословскаго различія между
іудействующими и сторонниками ан. Павла, но его послѣдователи, доводившіе его взгляды до крайности, готовы были приносить въ жертву всю историческую правдоподобность Дѣяній Апостольскихъ
съ цѣлью доказать, что свв. апостолы Іаковъ и Павелъ, или по
крайней мѣрѣ ихъ непосредственные послѣдователи, ненавидѣли
другъ друга до непримиримой враждебности. По ихъ мнѣнію, въ
лже-Климентовыхъ Бесѣдахъ, съ ихъ сильно враждебнымъ духомъ
по отношенію къ ап. Павлу, находится истинный ключъ къ ран¬
ней щеторіи церкви. Они приписывали самимъ апостоламъ тѣ
еретическія клеветы, которыя были бы отвергнуты ими съ изум¬
леннымъ негодованіемъ. По ихъ мнѣнію трое изъ апостоловъ: св.
Іаковъ, Іоаннъ и Іуда были іудействующіе, которые не только
принимали горячее участіе въ спорахъ, возбужденныхъ дѣйствія¬
ми ан, Павла, но свое отвращеніе къ нему даже занесли на стра¬
ницы принадлежащихъ имъ священныхъ книгъ. На ап. Павла
*будто бы (какъ они думаютъ) св. Іаковъ мечетъ своими ожесточен¬ ными терминами іудейскаго осужденія, когда восклицаетъ: „но хо- 25 -