Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
РЕЛИГІОЗНОЕ СОСТОЯНІЕ язегческзхо штрж ГО рахору Адріану даже на его смертномъ одрѣ приводились слѣпцы,
которымъ онъ чрезъ возложеніе своихъ рукъ опять возвращалъ
будто бы зрѣніе. Провинціалы съ полною серьезностью обращались
съ молитвою къ Кишей императорскаго дома и строили храмъ бо¬
гинѣ Рома и Августу. Они поклонялись здѣсь силѣ, которая да¬
ровала всѣмъ народамъ миръ и которой они обязаны были своею
безопасностью и цивилизаціей. Для нихъ боготвореніе этихъ (Нѵі
было оффиціальнымъ свидѣтельствомъ,что они чувствовали себя счаст¬
ливыми подъ владычествомъ римлянъ. И они имѣли всѣ причины
для этого. Разбогатѣвшіе вольноотпущенники, которые, какъ тор¬
говцы и промышленники, особенно должны были цѣнить блага
мира, были наиболѣе ревностными почитателями божественности
императоровъ. Солдаты, которые привыкли съ благоговѣніемъ смо¬
трѣть на символы и изображенія императоровъ на своихъ знаме¬
нахъ, видѣли въ нихъ боговъ, въ рукахъ которыхъ находилась вся
ихъ судьба. И если народная масса почитала новыхъ боговъ съ
тѣмъ же самымъ наивнымъ невѣжествомъ, съ какимъ она почитала
древнихъ боговъ, то была возможность и для образованныхъ внутренно
примириться съ этимъ почитаніемъ. Оно относилось къ обязанно¬
стямъ всякаго добраго римскаго гражданина, оно было выраже¬
ніемъ патріотизма, а въ отношеніи къ доброму императору счита¬
лось долгомъ благодарности. При способныхъ именно императо¬
рахъ, которые, начиная съ Траяна, управляли государствомъ почти
въ теченіе цѣлаго столѣтія, особенно и укоренился культъ импе¬
раторовъ. Онъ былъ, какъ говоритъ Плиній **), общепризнаннымъ
дѣломъ заявленія своей благодарности. Нѣкоторые въ то же время
боготворили даже Платона и Виргилія. Этому содѣйствовало еще
и то, что культъ этотъ, какъ нужно имѣть въ виду, имѣлъ важное
политическое и общественное значеніе. Собранія провинціальныхъ
совѣтовъ въ Малой Азіи обыкновенно совпадали съ годичнымъ
празднествомъ въ честь императора. Августъ, въ 29 г. по Р. Хр.,
позволилъ провинціальнымъ собраніямъ Азіи и Виѳиніи воздвигнуть
ему храмъ, въ мѣстахъ ихъ засѣданія, Пергамѣ и Никомидіи. Тамъ
ежеі'одно, въ связи съ засѣданіемъ провинціальнаго собранія, со¬
вершался большой праздникъ въ честь умершаго и царствующаго
императора, сопровождавшійся пышными процессіями, жертвопри¬
ношеніями и играми. Такой обычай затѣмъ распространился на все
государство, и сочетаніе священнаго учрежденія съ администра¬
тивнымъ сдѣлалось руководящей основой для всякой провинціальной
организаціи. Для совершенія императорскаго культа каждый годъ
выбирался особый первосвященникъ, которымъ обыкновенно былъ
самый знатный сановникъ провинціи, по имени котораго назывался
и весь годъ во всей провинціи. Издержки по устройству игръ и