Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
386 ПЕРВЫЕ ' ДНИ ХРИСТІАНСТВА. (1 Кор. і- 26), и поэтому, конечно, не много богатыхъ. Въ этихъ
раннихъ Собраніяхъ - рабовъ и страдальцевъ всякаго рода не много
было такого, что бы могло привлекать обыкновенную массу бога¬
тыхъ, и, ‘'напротивъ; все могло только отталкивать ихъ. Въ тѣ дни
оправдывалась истина словъ Спасителя: „какъ трудно богатымъ—
какъ трудно полагающимся на богатство—войти въ царство небес¬
ное". Обманчивость богатства сдѣлалась весьма явною, и истина
Предостереженія: „горе вамъ богатымъ" проявлялась во всей полнотѣ
своего значенія. Въ церкви, правда, были и богатые люди, не
прекращавшіеся съ того самаго времени, какъ Никодимъ и Іосифъ
Аримоѳейскій принесли свои драгоцѣнныя благовонія ко' гробу
Христа; и ап. Павелъ въ одномъ изъ своихъ позднѣйшихъ посла¬
ній могъ давать богатымъ наставленія, чтобы они не были заносчи¬
вы и не полагались на свои неустойчивыя богатства (1 Тим. ѵ, 17).
Но имѣя въ виду все то, чтб христіане должны были переносить
въ то время, можно ли воображать, чтобы кто либо изъ тѣхъ не¬
многихъ богачей, которые рѣшались нести тяжесть креста, стали
вести высокомѣрную, алчную, жестокую по отношенію къ другимъ
жизнь людей, къ которымъ св. Іаковъ обращается здѣсь съ своимъ
безпощаднымъ обличеніемъ? Затрудненіе это столь сильно чувство¬
валось нѣкоторыми, что они видятъ здѣсь въ богатомъ только
символъ гордаго, высокомѣрнаго, исключительнаго, самодовольнаго
ханжи 293); но хотя слова „богатый" и „бѣдный* не могутъ
быть здѣсь ограничиваемы предѣлами ихъ буквальнаго смысла,
тѣмъ не менѣе несомнѣнно здѣсь не исключается и ихъ букваль¬
ный смыслъ. Объясненіе одушевляющаго писателя пыла, воз¬
буждающей причины его праведныхъ угрозъ, мы опять видимъ
въ поведеніи руководящихъ классовъ въ Іерусалимѣ,* пышно одѣ¬
тыхъ иродіанъ, аристократическихъ саддукеевъ.' Извлеченія изъ
талмудистовъ, приведенныя нами въ 281 примѣчаніи, достаточно
характеризуютъ это поведеніе и ясно показываютъ, какъ необхо¬
димъ былъ языкъ, употребляемый здѣсь св. Іаковомъ. Не менѣе выразительно свидѣтельствуетъ объ этомъ и I. Фла¬
вій. „Около этого времени, говоритъ онъ, царь Агриппа далъ
первосвященство Измаилу бенъ Фаби. И вотъ, возникъ раздоръ
одной части главныхъ священниковъ противъ священниковъ и вож¬
дей народа въ Іерусалимѣ. Каждый изъ нихъ собиралъ около себя
партію Самыхъ смѣлыхъ нововводителей и дѣлался ихъ вождемъ.
И когда они пришли въ столкновеніе между собою, то всячески
зло'слевшш ’ другъ друга й бросали другъ въ друга камнями. Не
было ; йікогй; 'кто бы могъ держать ихъ въ страхѣ, но все это
пройсходйл^отпрртб^ікакбы въ городѣ, гдѣ царствовало безнача-
ліё^^^йвд^'йв^іВБствОмъ Ш' дерзостью были охвачены главные