Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
61 ц ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. его ревнующей жалости и любви м). Но гдѣ встрѣчается это
мѣсто въ сві Писаніи?. Несомнѣнно, изъ библіотеки писателей
Ветхаго. Завѣта} составляющихъ нашъ теперешній Ветхій Завѣтъ,
мы-можемъ : привести- мѣста, представляющія болѣе или менѣе
близкое сходство съ общимъ смысломъ этого изреченія т), но точ¬
ныхъ словъ его мы не находимъ нигдѣ. Возможно только два
рѣшенія. Во-первыхъ, св. Іаковъ быть можетъ цитируетъ или изъ
какой нибудь потерянной книги, или какой нибудь апокрифической
книги въ родѣ „Завѣта двѣнадцати патріарховъ “. Послѣднее
предположеніе дѣлается менѣе невѣроятнымъ вслѣдствіе тѣхъ
ссылокъ, которыя онъ дѣлаетъ въ своемъ посланіи на нёканони-
ческія книги 2,<), а также и вслѣдствіе того обстоятельства, что
его братъ, св. Іуда, приводитъ цитату изъ книги Еноха (Іуд. 14).
Въ такомъ случаѣ мы должны понимать слово „Писаніе11—Грксрѵ]—
въ болѣе обыденномъ смыслѣ, чѣмъ въ какомъ мы прилагаемъ
его къ св. Писанію въ собственномъ - смыслѣ. Но, во-вторыхъ,
писатель быть можетъ усвоилъ здѣсь методъ не неизвѣстный священ¬
нымъ писателямъ и раннимъ отцамъ, именно методъ сочета¬
нія значенія нѣсколькихъ отдѣльныхъ мѣстъ въ одинъ общій вы-,
разительный стихъ ,18). Въ такомъ случаѣ слово „говоритъ “ нужно
понимать вообще въ смыслѣ: „не таковъ ли смыслъ Писанія?“
Если принять это рѣшеніе, то нужно предположить, что здѣсь
имѣются въ виду такія мѣста, какъ Быт. ѵі, 3: „не вѣчно страху
Моему быть пренебрегаемымъ человѣками сими“, или Втор, хххп, 1 і, гдѣ Богъ описываетъ свою любовь къ Израилю подъ образомъ
орла, покрывающаго своихъ птенцевъ въ гнѣздѣ и распростираю¬
щаго надъ ними свои крылья, и гдѣ у т.тх встрѣчается этотъ
самый глаголъ ітшгодеГ—„съ ревностью блюдетъ надъ чѣмъ“, рас¬
простирается “ надъ чѣмъ; или наконецъ Іезек. хххѵг, 27 „вложу
внутрь васъ Духъ Мой“. Затрудненіе не можетъ быть однакоже
устранено ни однимъ изъ этихъ способовъ; но другіе способы раз¬
рѣшенія его гораздо менѣе вѣроятны, чѣмъ эти указанные нами. ш. Показавъ такимъ образомъ опасность положенія христіанъ,
св. Іаковъ, съ сильною убѣдительностью, напоминающею намъ
тонъ пророка Іоиля, убѣждаетъ ихъ къ покорности, нравственному
напряженію, противодѣйствію діаволу 216), къ ревностному старанію
приблизиться къ Богу и къ глубокому смиренію души “***), за кото¬
рое они могли бы удостоиться высшей помощи. ѵі. Затѣмъ, повторяя слово „ братія показывающее, что его
укоры произносятся въ духѣ любви,, апостолъ еще разъ предосте¬
регаетъ ихъ противъ злословія, какъ грѣха противнаго смиренію,
которое онъ только что внушалъ, имъ, такъ какъ грѣхъ этотъ возни¬
каетъ изъ воображаемаго прцвосходсра. Онъ дерзко предвосхищаетъ ■ & 'XX: