Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АП. ІАКОВА. 375 значительной мѣрѣ изъ настойчиваго соперничества, изъ сварли¬
ваго честолюбія, на которое апостолъ указывалъ въ первомъ
стихѣ. И еще печальнѣе то, что они никогда не прекращались.
И такъ какъ эта партійная враждебность обнаруживаетъ отсут¬
ствіе истинной мудрости (при высокомѣріи ея воображаемаго при¬
сутствія), то св. Іаковъ переходитъ къ противопоставленію ложной
и истинной мудрости. Истинная мудрость, истинное разумѣніе 2БВ)
показывается теченіемъ жизни, проводимой въ смиреніи, что и со¬
ставляетъ прйэнакъ мудрости (Пс. хі, 16—20). Для человѣка гор¬
диться мудростью, когда его сердце исполнено ожесточеннаго со¬
перничества и партійнаго духа, значитъ предаваться суетной лжи.
Мудрость, которою онъ такимъ образомъ хвалится, не есть во
всякомъ случаѣ небесная мудрость христіанина, но земная, живот¬
ная 2'е), бѣсовская. Мудрость, проявляющаяся въ партійномъ духѣ,
приводитъ къ печальному смятенію и всевозможнымъ возмутитель¬
нымъ дѣламъ. „Но мудрость, сходящая свыше, во первыхъ
чиста ), потомъ мирна, скромна, послушлива, полна милосердія
и добрыхъ плодовъ, безпристрастна 25в) и нелицемѣрна. Плодъ
же правды въ мирѣ сѣется у тѣхъ, которые хранятъ миръ“ (ш,
13—18). Такимъ образомъ мы видимъ, что у св. Іакова, не менѣе чѣмъ
у свв. апп. Павла, Петра и Іоанна, любовь, миръ, взаимное ува¬
женіе, взаимное терпѣніе составляютъ высочайшую форму мудрости
и гораздо болѣе истинный, чѣмъ сварливое и ожесточенное право¬
вѣріе, знакъ того, что человѣкъ достигъ высочайшаго идеала хри¬
стіанской жизни. Но съ какимъ живымъ и сильнымъ чувствомъ св. Іаковъ отно¬
сится къ этому предмету! Это былъ періодъ смятенія и распрей
внутри и внѣ паствы 25Э). „Откуда, спрашиваетъ онъ, у васъ
вражды и распри? не отсюда ли, отъ вожделѣній вашихъ вою¬
ющихъ въ членахъ вашихъ !6°). Желаете и не имѣете; убиваете ае1)
и завидуете, и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете,
и не имѣете, потому что не просите. Прбсите, и не получаете,
потому что прбсите не на добро, а чтобы употребить для вашихъ
вожделѣній. Прелюбодѣи и прелюбодѣйцы *“)! не знаете ли, что
дружба съ міромъ есть вражда противъ Бога? И такъ, кто хочетъ
быть другомъ міру, тотъ становится врагомъ Богу. Или вы ду¬
маете, что напрасно говоритъ Писаніе: до ревности любитъ духъ,
живущій въ насъ 263)? Но тѣмъ (вслѣдствіе этой ревнивой любви
къ намъ) бблыпую даетъ благодать; посему и сказано: Богъ гор¬
дымъ противится, а смиреннымъ даетъ благодать “ 264) (іѵ, 1 — 6). і. Мѣсто это ‘замѣчательно во многихъ отношеніяхъ. Прежде
всего-, мы* не можемъ не чувствовать изумленія при видѣ тако®