Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
374 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. отпустивъ.-ихъ..другимъ путемъ? Ибо какъ тѣло безъ духа мертво,
такъ и,в^ра беаъ дѣлъ мертва “ (п, 19—26). Чтобы не прерывать нить изложенія посланія, мы отложимъ
разсмотрѣніе,; богословія этого замѣчательнаго мѣста до слѣдующей
главы. ,242)-,' а теперь перейдемъ къ разсмотрѣнію третьей главы
посланія. .' Извѣстно, что люди, жадно подхватывающіе всякое новое уче¬
ніе, такъ сказать каждый шибболетъ, не изслѣдовавъ всей его глу¬
бины:, или даже не понявъ правильно его внѣшняго значенія, такіе
люди обыкновенно съ неразумною ревностью, переходящею въ
гнѣвный, назойливый и буйный эгоизмъ, стараются навязать его и
другимъ. Этотъ раздраженный эгоизмъ есть естественный результатъ
суетности и себялюбія, прикрывающихся плащемъ ревности до вѣрѣ.
У всѣхъ такихъ людей слова занимаютъ мѣсто дѣлъ и сварливость—
мѣсто мира и любви. Поэтому св. Іаковъ предостерегаетъ христіанъ
противъ многихъ учителей 243), самопоставленныхъ служителей „по¬
сягающихъ на чужое" 244), лицъ того обширнаго класса, которыя ду¬
маютъ, что никакое невѣжество ихъ не въ состояніи лишить ихъ пре¬
имущества непогрѣшимости въ навязываніи закона истины дру¬
гимъ- „Братія мои! немногіе дѣлайтесь учйтелями 24‘), зная, что
мы, учители, подвергнемся большему осужденію", чѣмъ другіе,
такъ какъ наша отвѣтственность больше ихъ. „Ибо всѣ мы много
согрѣшаемъ" 246). „Рѣчь есть орудіе всѣхъ учителей". Если кто
либо не погрѣшаетъ или не претыкается въ словѣ, тотъ совер¬
шенный человѣкъ !4Т), способный обуздывать также и все тѣло.
Грѣхи рѣчи такъ обычны, искушенія къ нимъ столь всеобщи, что
не. можетъ быть и сомнѣнія въ мудрости и самоуправленіи въ
томъ, кто достигъ безусловной свободы отъ нихъ. Ибо какъ ве¬
лика сила языка! Какимъ зломъ является его развращенность, не¬
обузданность, двуличность! Онъ подобенъ малымъ удиламъ, кото¬
рыми управляется конь, подобенъ небольшему рулю, которымъ
управляются большіе корабли. Онъ подобенъ искрѣ, которая вос¬
пламеняетъ пожаръ въ лѣсу мв). Да, языкъ,—этотъ міръ неправды,—
есть огонь. Онъ воспаляетъ кругъ жизни 24а), будучи самъ воспа¬
ляемъ отъ геенны 2Б0). Онъ единственно неукротимое созданіе—не¬
удержимое зло, исполненное смертоноснаго .яда ”‘). Имъ мы бла¬
гословляемъ Бога и Отца, и имъ же .проклинаемъ человѣковъ, со¬
творенныхъ по подобію Божію ***)•• Ш? .чудовищно ли это “*)? Не
похоже ли. это на источникъ, текущій ^изъ одного отверстія и
сладкой; и горькой водой? Можетъ ли смоковница приносить не
свор,,собственные- плоды *м)? Можетъ^лиЯ:горькая вода проклинаю¬
щаго) языка^ціройзводить сладкую,-воду благословенія? (ш, 1 —12). :Йтщ^ѣхил?языка^между;.;іудеями-,и;. христіанами возникали-.въ