Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА т-Ш опредѣленіе сената, то все-таки при этомъ имѣло важное зна¬
ченіе отношеніе народа къ этому опредѣленію. Вообще было бы
несправедливо считать этотъ культъ лишь симптомомъ глубокаго
человѣческаго безумія и подвергать его осмѣянію. Въ дѣйствитель¬
ности онъ имѣлъ въ высшей степени сильное вліяніе на совре¬
менную жизнь, и не только на религіозную, но и на общественную
жизнь, и именно имѣлъ чрезвычайно важное значеніе во> время
борьбы христіанства съ язычествомъ. Боготвореніе императора, представляющееся намъ столь стран¬
нымъ, глубоко коренилось въ языческомъ міросозерцаніи. На во¬
стокѣ издавна было въ обычаѣ почитать своихъ царей какъ бо¬
говъ. Въ Египтѣ Птоломей Епифанъ, какъ свидѣтельствуетъ одна
надпись *3), былъ почитаемъ какъ богъ, сынъ бога и богини. Во
всѣхъ храмахъ стояло его изображеніе, которое во время процессій
носилось игрецами вмѣстѣ съ изображеніями другихъ боговъ. Мысль,
что человѣкъ, благодаря великимъ подвигамъ, могъ сдѣлаться бо¬
гомъ, отнюдь не чужда была и грекамъ (какъ это доказывается
даже культомъ героевъ), и если у римлянъ со времени Ромула не
встрѣчается ни одного примѣра апоѳеозы, то всетаки у нихъ было
чрезвычайно распространено почитаніе предковъ, культъ йіі тапев.
Отсюда уже недалеко было до того, чтобы народъ, по случаю смерти
высокочтимаго имъ Цезаря отъ кинжала своихъ враговъ, перешелъ
къ культу біѵі Лпііі, воздвигъ ему жертвенникъ и воздавалъ боже¬
скія почести; не далеко было до того, чтобы послѣ страшныхъ бурь
гражданскихъ войнъ достигшій наконецъ успокоенія міръ началъ
посвящать императору Августу храмы и жертвенники даже при
его жизни. Но Главное сѣдалище императорскаго культа находи¬
лось въ провинціяхъ. Въ Римѣ императоръ былъ слишкомъ бли¬
зокъ къ народной массѣ, такъ что во всякомъ случаѣ было трудно
вѣрить въ божественность напр. Клавдія, котораго, какъ издѣ¬
вается Ювеналъ, жена его спровадила на небо, или въ божествен¬
ность йіѵае ѵщгіпій, лишь нѣсколько дней прожившей дочери Нерона,
которую онъ также обоготворилъ. Совершенно иначе было въ про¬
винціяхъ. Но даже и въ Римѣ обстоятельства были иныя, когда дѣло
шло о боготвореніи не Калигулы или Клавдія, а напр. Тита или
Траяна, и особенно когда монархія укрѣпилась настолько, что ее стали
считать единственно возможною формою правленія. Въ основѣ бо¬
готворенія императоровъ лежитъ сознаніе, что въ лицѣ правителей
нужно почитать божественное руководительство. Въ императорахъ
видѣли именно нѣчто божественное или по крайней мѣрѣ демони¬
ческое. Имъ съ полною вѣрою приписывали даже силу чудесныхъ
исцѣленій. Веспасіанъ доказывалъ въ Египтѣ, что онъ истинный
императоръ, тѣмъ, что исцѣлялъ'больныхъ и слѣпыхъ, а къ импе-