Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АН. ІАКОВА. ’ІШ ситься ко всѣмъ, будетъ ли это богатый или бѣдный, съ одинако¬
вою любовью. Не дѣйствовать такъ—грѣхъ. Они не должны счи¬
тать такого грѣха маловажнымъ. Въ законѣ Божіемъ есть опре¬
дѣленная цѣльность, такъ какъ одинъ Богъ далъ весь законъ. На¬
рушить одну заповѣдь значитъ нарушить всѣ 32‘), потому что это
значитъ нарушить принципъ послушанія, подобно тому, какъ
„важно не то, въ какомъ именно мѣстѣ человѣкъ выйдетъ изъ своего заключенія, если ему запрещено выходить совсѣмъ" ). Всякая отдѣльная заповѣдь имѣетъ тотъ же самый божественный
источникъ. Сумма всѣхъ заповѣдей есть тотъ законъ свободы 22а),
по которому мы будемъ судиться. Этотъ судъ будетъ безъ милости
для непоказавшихъ милость (Матѳ, ѵп, 1). И затѣмъ апостолъ
прибавляетъ съ выразительностью, получающею еще болѣе силы
вслѣдствіе своей краткости и отрывистости: „милостъ (въ сердцѣ
ли Бога,, или человѣка) превозносится надъ судомъ* 1ІІ). (п, 1—13). Затѣмъ слѣдуетъ знаменитое разсужденіе объ оправданіи
дѣлами: „Что пользы, братія мои, если кто говоритъ, что онъ имѣетъ
вѣру, а дѣлъ не имѣетъ 235)? можетъ ли эта вѣра спасти его 22 в)?
Если братъ или сестра наги, и не имѣютъ дневнаго пропитанія,
а кто нибудь изъ васъ скажетъ имъ: идите съ миромъ *27), грѣй¬
тесь и питайтесь, но не дастъ имъ потребнаго для тѣла: что
пользы 228)? Такъ и вѣра, если не имѣетъ дѣлъ, мертва сама по
себѣ 228). Но скажетъ азв) кто нибудь: ты имѣешь вѣру, а я
имѣю дѣла: покажи мнѣ вѣру твою безъ дѣлъ твоихъ, а я по¬
кажу тебѣ вѣру изъ дѣлъ моихъ" (п, 14—18). Отвергнувъ здѣсь заблужденіе тѣхъ, которые принимали исклю¬
чительно оправданіе вѣрою, признавали возможность отвлеченной
вѣры, могущей обходиться безъ дѣлъ въ доказательство своего су¬
ществованія, св. Іаковъ затѣмъ переходитъ къ опроверженію та¬
ковыхъ еще и въ дальнѣйшихъ ихъ началахъ: „Ты вѣруешь, го¬
воритъ онъ, что Богъ единъ 23') (а это былъ предметъ высшей
похвалы іудея, который среди всѣхъ народовъ древности хвалился
своимъ единобожіемъ): хорошо дѣлаешь; и бѣсы вѣруютъ и тре¬
пещутъ 23 2). Но хочешь ли знать, неосновательный человѣкъ 233),
что вѣра безъ дѣлъ мертва 234)? Не дѣлами ли оправдался Авраамъ,
отецъ нашъ, возложивъ на жертвенникъ Исаака, сына своего 22')?
Видишь ли, что вѣра содѣйствовала дѣламъ его 2зе), и дѣлами
вѣра достигла совершенства 28'’). И исполнилось слово Писанія 28в):
вѣровалъ Авраамъ Богу, и это вмѣнилось ему въ праведность, и
онъ нареченъ другомъ Божіимъ 288). Видите ли, что человѣкъ
оправдывается дѣлами, а не вѣрою только 24°)? Подобно и Раавъ
блудница 241) не дѣлами ли оправдалась, принявъ соглядатаевъ, и