Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АП. ІАКОВА. т реносятъ на Бога порицаніе за свои беззаконія. «Глупость чело¬
вѣка извращаетъ путь его, а сердце его негодуетъ на Господа^
(Притч. хіх, 3). Ученіе фатализма есть лишь жалкое и ложное
извиненіе въ преступленіи 204). Принятое пассивно, оно парализуетъ
всякій нервъ нравственнаго усилія; принимая форму матеріализма
и выступая въ качествѣ окончательнаго результата науки, оно по¬
лагаетъ сѣкиру у корня всякаго побужденія, которое поднимаетъ
людей на степень достоинства свободныхъ и нравственныхъ существъ.
Люди становятся чадами Божіими чрезъ послушаніе его законамъ,
вытекающее не изъ необходимости, но изъ добровольнаго само¬
опредѣленія. Такимъ образомъ св. Іаковъ представляетъ объясненіе
истиннаго происхожденія грѣха. Онъ возникаетъ отъ похоти, же¬
ланія, йецерг-га-ра, т. е. того злаго импульса, который играеѣъ
столь значительную роль въ позднѣйшей іудейской литературѣ.
Онъ для всякой души есть та блудница—искусительница, которая
выводитъ его изъ мирнаго убѣжища невинности, прельщаетъ его
и приноситъ худой плодъ совершеннаго грѣха. Но злое родословіе
не оканчивается тутъ. Грѣхъ также возрастаетъ и созрѣваетъ и
плодъ его нечистой связи есть смерть (і, 12—15). 8. Нѣтъ, Богъ не есть виновникъ зла; отъ Него исходитъ
только всякій добрый даръ. • Богъ живетъ въ срйс аѵёаЛероѵ, въ
„свѣтѣ невечернемъ", есть солнце не заходящее. Никакая тьма не
можетъ истекать изъ источника этого неизмѣняющагося солнца,
которое не подлежитъ уклоненіямъ и затменіямъ сотворенныхъ
Имъ небесныхъ свѣтилъ 20‘). И затѣмъ однимъ своеобразно мно¬
гознаменательнымъ предложеніемъ, которое (хотя въ этомъ отно¬
шеніи оно стоитъ нѣсколько изолированнымъ) показываетъ въ какой
тѣсной связи практическая цѣль автора находилась съ глубоко
догматическимъ вѣрованіемъ, онъ говоритъ о совершеннѣйшемъ
намъ дарѣ Божіемъ. Онъ говоритъ, что мы нуждаемся въ новой
жизни; что Богъ однимъ великимъ актомъ даровалъ ее намъ; Что
этотъ актъ возникъ изъ Его собственной доброй воли и свободнаго
хотѣнія 20в); что орудіемъ этого новаго рожденія было слово
истины 2°7), божественное откровеніе Бога человѣку, которое ко¬
нечно требуетъ вѣры отъ слушающихъ его; что результатъ этого
новаго рожденія есть наше посвященіе въ качествѣ „начатковъ
плодовъ жертвеннаго дара" 2°8), который завершится только при¬
несеніемъ въ жертву всѣхъ тварей Божіихъ. Такъ, въ одномъ
краткомъ предложеніи, апостолъ сосредоточиваетъ многія возвышен¬
ныя истины, и даже единственнымъ словомъ „восхотѣвъ" ((ЗооХт}&еГ;)
отвергаетъ, какъ одинаково опасный, фатализмъ фарисеевъ и дерз¬
кое увѣреніе саддукеевъ, что спасеніе заключается во власти нашей
собственной безпомощной воли (і, 16—18). 24*