Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
370 , ,• ЙКРВЫГ. ДЕИ ХРИСТІАНСТВА. области, потому, что .они составляютъ искушеніе, которому онъ такъ
легко можетъ подпасть; они имѣютъ способность дѣлать его болѣе
суетнымъ человѣкомъ міра, чѣмъ христіаниномъ. Конечно, разсма¬
триваемыя, <сами по себѣ, богатство не есть грѣхъ, и бѣдность не
есть .добродѣтель. Они составляютъ лишь условія жизни, въ кото¬
рыя поставилъ насъ Богъ, и каждое изъ нихъ подлежитъ своимъ
собственнымъ и различнымъ искушеніямъ. Но въ отношеніи тѣхъ
дней, быть можетъ въ отношеніи всѣхъ временъ, богатство болѣе
подлежитъ тяжкимъ искушеніямъ, чѣмъ бѣдность. Въ ученіи св. Іакова
мы видимъ какбы впечатлѣніе, оставленное на немъ бесѣдами
и притчами Христа ,98) (і, 10). 6. Причина, почему богатый братъ долженъ хвалиться своимъ
униженіемъ, находясь въ тоже время въ положеніи, которое міръ
считаетъ его завиднымъ преимуществомъ, заключается въ томъ, чтб
съ такою изысканностью высказалъ пророкъ Исаія и на что ука¬
зываетъ также св. ап. Петръ (Ис. хі, 6; 1 Петр. і, 24; ср. Матѳ,
ѵі, 30; хш, 26), — именно преходящій характеръ богатства 1яэ).
Часто даже въ этой жизни оно, такъ сказать, окрыляется и уле¬
таетъ. Но оно всегда по необходимости уходитъ отъ насъ съ
увяданіемъ цвѣтка жизни; даже самой жалкой его части нельзя
удержать рукою, ослабѣвающею отъ давленія смерти. Таково ли
это состояніе, чтобы хвалиться имъ, состояніе, которое, какъ по¬
казывалъ Христосъ, окружено опасностями и должно скоро
уподобиться увядающему цвѣтку — въ рукѣ умершаго человѣка?
(і, И)- 7. Но приходитъ ли къ намъ испытаніе въ видѣ богатства
или бѣдности, оно одинаково дѣлается для насъ блаженствомъ,
если производитъ въ насъ духъ терпѣнія. И здѣсь св. Іаковъ на¬
ходитъ необходимымъ присоединить строгое предостереженіе. Упо¬
требленное имъ въ отношеніи искушенія слово можетъ имѣть два
значенія: искушеніе въ смыслѣ труднаго и мучительнаго испыта¬
нія (айѵегва раіі), и искушеніе въ смыслѣ сильнаго побужденія
къ грѣху (ша1І8 ай йеіесііопеш зоііісііагі). Въ первомъ смыслѣ оно
исходитъ отъ Бога и есть часть Его промыслительнаго распоря¬
женія нашею жизнью; во второмъ смыслѣ оно отнюдь не исхо¬
дитъ отъ Бога ао°). Когда человѣкъ ссылается на то (какъ это
часто и дѣлаютъ люди), что „Богъ сотворилъ ихъ такими" 20‘),
или „что плоть немощна", или что „Богъ оставилъ ихъ" 2о2);
когда они говорятъ, что они „согрѣшилипотому, что не могли по¬
ступить иначе" 80Э); когда настаиваютъ на томъ, что каждый че¬
ловѣкъ въ дѣйствительности есть., 'автоматъ и что его дѣйствія
составляютъ неизбѣжный, а . слѣдовательно и неподлежащій от¬
вѣтственности,. . результатъ окружающихъ его условій, то они пе- ■:й'л