Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АП. ІАКОВА. 869 гутъ возникать только изъ колеблющагося расположенія, изъ не¬
достатка устойчивости, изъ недостатка полносердечной преданности;
изъ раздвоенія жизни и цѣли (і, 6—8). 4. Затѣмъ дѣлается невидимому внезапный переходъ къ увѣ¬
щанію богатымъ и бѣднымъ ,яв). Что переходъ этотъ не столь
внезапенъ въ душѣ писателя, на это указываетъ употребленная
имъ соединительная частичка. „Человѣкъ съ двоящимися мыслями,
говоритъ онъ, не твердъ во всѣхъ путяхъ своихъ; но да хвалится
братъ униженный высотою своею*. Не выраженною связью по-
видимому служитъ мысль: что же служитъ причиною этой духов¬
ной разсѣянности и неустойчивости? Не возникаетъ ли она изъ
преданности міру? „ Да, не мооюете служить Богу и мамонѣ.
Если же поэтому кто изъ братьевъ бѣденъ и униженъ, пусть онъ
радуется высотою своею. Потому что если онъ правильно смотритъ
на свое земное уничиженіе, то оно есть его истинная высота. Онъ
наслаждается блаженствомъ бѣдности*. Это очевидно нѣчто въ
родѣ мысли, столь рѣзко выраженной однимъ великимъ мысли¬
телемъ .(Бэкономъ): благосостояніе есть блаженство ветхаго завѣта,
бѣдность есть блаженство новаго завѣта (і, 9). 5. „А богатый, прибавляетъ св. Іаковъ, униженіемъ своимъ*.
Значеніе этихъ словъ не ясно. Нѣкоторые предполагали даже, что
слова „богатый* и „бѣдный* употребляются въ этомъ посланіи
лишь въ иносказательномъ смыслѣ 19е). Другіе останавливаются на
вопросѣ: должны ли мы подъ „богатымъ* разумѣть здѣсь богатыхъ
христіанъ, или богатыхъ іудеевъ и' язычниковъ? Мы думаемъ, что
слова эти здѣсь нужно понимать въ ихъ первоначальномъ смыслѣ.
Какъ уже объяснено было выше, св. Іаковъ совсѣмъ не имѣетъ
въ виду язычниковъ, и не проводитъ раздѣлительной черты между
іудеями и христіанами. Затѣмъ еще вопросъ: должны ли мы по¬
нимать . эту фразу въ смыслѣ убѣжденія, т. е. въ смыслѣ: пусть хва¬
лится богатый униженіемъ своимъ, или въ смыслѣ противопостав¬
ленія: а богатый восторгается или хвалится тѣмъ, что въ дѣйстви¬
тельности есть его униженіе 19 7). Бъ одномъ смыслѣ оно есть
увѣщаніе богатому касательно того, чтб онъ долженъ дѣлать, въ
другомъ—это есть порицаніе ему за то, что онъ дѣлаетъ. Ни одно изъ
этихъ толкованій не чуждо затрудненій, но въ общемъ смыслъ по-
видимому тотъ, что преданность міру съ приносимыми ею искуше¬
ніями исполнена опасностей. Бѣдность и богатство имѣютъ въ очахъ
Божіихъ обратное значеніе. Униженная бѣдность есть истинное бо¬
гатство; пресыщенное богатство есть въ дѣйствительности бѣдность
(Матѳ, г, 3). Пусть бѣдный братъ хвалится блаженствомъ бѣд¬
ности; это даръ Божій. Богатый же братъ находится въ худшемъ
положеніи, чѣмъ онъ; его богатства суть его унижеше въ небесной