Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
РЕЛИГІОЗНОЕ СОСТОЯНІЕ ЯЗЫЧЕСКАГО МІРА. 1? Овидій долженъ былъ жестоко потерпѣть за то, что онъ не шелъ
по этому же теченію. Даже худые императоры изъ Юліева дома
твердо держались стараго государственнаго правила и старались
поддерживать государственную религію законами и собственнымъ
примѣромъ. При всемъ своемъ равнодушіи къ религіи императоръ
Тиверіи всетаки ревностно заботился объ оффиціальномъ культѣ,
самъ хорошо былъ знакомъ съ древними обрядами и не терпѣлъ
никакого измѣненія въ нихъ 9). Клавдій, во время своего тріумфа,
на колѣняхъ поднялся по ступенямъ лѣстницъ къ Капитолію 10).
Когда однажды на храмъ Юпитера сѣла птица, служившая цо
народному вѣрованію худымъ предзнаменованіемъ, то созванъ былъ
весь народъ, чтобы совершить торжественное покаяніе, и самъ
императоръ, въ качествѣ Ропіііех Махпішв, передъ трибуной про¬
износилъ молитвы, которыя за нимъ повторялъ народъ п). Даже
Неронъ, поклонявшійся только маленькому истукану, подаренному
ему однимъ человѣкомъ изъ народа, твердо держался этого ос¬
новнаго правила Юліева дома. Когда молнія повредила одинъ
храмъ въ Капитоліѣ, онъ совершилъ торжественную церемонію
для отвращенія гнѣва Божія 12). Вообще мы видимъ, что импе¬
раторы всячески заботятся о поддержаніи языческой религіи, ре¬
зультатомъ чего было то, что нѣкоторые боги пріобрѣли даже осо¬
бенное почтеніе, и ихъ культъ дѣлался наиболѣе распространен¬
нымъ. Такъ, благодаря особенно заботливости императора Авгу¬
ста, культъ Аполлона и другихъ боговъ, олицетворявшихъ солн¬
це, получилъ чрезвычайное распространеніе, и культъ солнца под¬
нялся даже на степень своего рода монотеизма. Тоже самое было
съ культомъ Эскулапа. Солдаты въ различныхъ видахъ боготво¬
рили великаго- завоевателя Александра и носили его изображеніе
на перевязи. Вмѣстѣ съ тѣмъ появлялись даже и новые культы,
къ которымъ принадлежитъ напр. почитаніе богини Анноны, хлѣ-
бодательницы. Такъ какъ снабженіе города Рима хлѣбомъ съ те¬
ченіемъ времени пріобрѣло особенно большое значеніе, то у рим¬
лянъ образовалась наклонность предоставлять всякую область жизни
въ вѣденіе особаго божества, какъ то и было съ этой новой бо¬
гиней. Сюда же относится и новосозданиый культъ императора. Боготвореніе императора на первый взглядъ можетъ показаться
порожденіемъ безумія или по крайней мѣрѣ превосходящаго всякія
границы раболѣпія. Поэтому мы склонны не придавать ему осо¬
беннаго значенія, такъ какъ не можемъ себѣ представить, чтобы
кто-нибудь могъ серьезно вѣровать въ божественность императора.
Этому однакоже противорѣчитъ уже тотъ фактъ, что первая апо-
ѳеоза, именно апоѳеоза Цезаря, вышла - отъ самого народа, и если
Августъ былъ обоженъ, такъ сказать, уже законнымъ путемъ, чрезъ