Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ОСОБЕННОСТИ ПОСЛАНІЯ,СВ. АП. 1АК0ВЖ7 ~
жесткаго. Ап. Павелъ и самъ укорилъ бы за одностороннее извра- '
щеніе его взглядовъ; и всякій, кто противодѣйствуетъ односторон¬
нимъ тенденціямъ, всегда дѣлаетъ полезное дѣло. Обязанность ка¬
ѳолическаго христіанства—сообразовать одну истину съ другою и
кажущееся противорѣчіе ставить въ положеніе должнаго равновѣ¬
сія 181). Для людей неизбѣжно, даже желательно, подходить къ
истинѣ съ различныхъ точекъ зрѣнія. Полнаго видѣнія мы можемъ
достигнуть только сочетаніемъ его отдѣльныхъ результатовъ. Ко¬
нечно, мы сами, вслѣдствіе темперамента и воспитанія, болѣе
склонны останавливаться на одной сторонѣ истины, чѣмъ на
другихъ. Тѣмъ не менѣе не необходимо, чтобы * мы, вслѣдствіе
этого, дѣлались людьми партіи. Можно настаивать на извѣстныхъ
истинахъ, не поддаваясь духу партіи. Въ ранней христіанской
церкви существовало по меньшей мѣрѣ три отдѣльныхъ направ¬
ленія: направленія іудейскаго, александрійскаго и Павлова хри¬
стіанства. Было много христіанъ, которые не примыкали ни къ
одному изъ этихъ направленій, а стремились быть многосторонними,
примирительными, каѳолическими. Между тѣмъ св. Іаковъ стоялъ
во главѣ іудейскихъ христіанъ, хотя его послѣдователи болѣе
выдвигали его на это положеніе, чѣмъ сколько желалъ онъ
самъ т). Но если бы мы желали видѣть глубину различія, отдѣ¬
ляющую его отъ іудейскихъ христіанъ, для которыхъ партійный
взглядъ былъ все, а общее христіанство сравнительно ничто, то
мы будемъ въ состояніи составить о немъ свое сужденіе, прочи¬
тавъ его посланіе рядомъ съ ядовитыми инсинуаціями и злобнымъ
клеветничествомъ лже-Клементинъ. Вся ихъ полемика состояла въ
тайномъ поношеніи взглядовъ и характера апостола язычниковъ.
Полемика св. Іакова выражалась въ изображеніи нравственнаго
характера христіанина. Партійные полемисты только разжигали
взаимную, ненависть и вражду; св. Іаковъ нарисовалъ столь воз¬
вышенную картину христіанской вѣрности, что, какъ вѣрно замѣ¬
чено, „церковь, жившая въ искреннемъ согласіи съ его наставле¬
ніями, отнюдь не была безчестіемъ для христіанскаго имени". Переходя къ изслѣдованію посланія св. Іакова, мы будемъ из¬
слѣдовать его тѣмъ съ болѣе глубокимъ интересомъ, если будемъ
помнить, что это есть новое обращеніе великаго христіанскаго
учителя къ іудеямъ и іудейскимъ христіанамъ незадолго до окон¬
чательнаго разрушенія ихъ національности. Ан. Павелъ показалъ
имъ безконечное превосходство новаго завѣта надъ ветхимъ. Ап.
Петръ показалъ имъ, какъ христіанство сдѣлалось истиннымъ цар¬
ствомъ, царственнымъ священствомъ, богоуправляемымъ наслѣдіемъ.-
Въ посланіи къ Евреямъ имъ мастерски доказано было, что хри¬
стіане. имѣютъ истинное священство, которое одно только и мокло