Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
дата іі>,- аИЕКвіѵгг. дпиухристіанства. щаваетгЪіЖъ,-взармому . исповѣданію грѣховъ (16), еще разъ оста-
навливаетщішнйеддѣйетвенности молитвы, доказывая ее примѣромъ
нѣсколько отрывочно заканчиваетъ сильнымъ
заявленіемъ.: блаженства, ожидающаго за обращеніе другихъ,
м и^вслиѵ; опросятъ, какая въ посланіи господствующая мысль,
ещ главная - идея, то отвѣтомъ не можетъ быть ни (какъ нѣко¬
торые, предполагали) блаженство перенесенія искушенія, хотя оно
занимаетъ весьма выдающееся въ немъ мѣсто |2’5); ни полемика
противъ ошибочнаго толкованія ученія объ оправданіи вѣрою, хотя
ей* посвященъ также важный отдѣлъ (п, 10—26); ни превозно
шеніе бѣдныхъ надъ богатыми, хотя богатымъ высказываются су¬
ровыя предостереженія (п, 1—7; іѵ, 1 —10; ѵ, 1—6); ни кон¬
трастъ между преданностью міру и враждою съ Богомъ 128). Каж¬
дая изъ этихъ мыслей имѣетъ свою особую важность и' свой
собственный вѣсъ, но придавать какой либо изъ нихъ исключи¬
тельное преобладаніе значитъ смѣшивать общее съ частнымъ. Об¬
щая цѣль его, какъ можно видѣть изъ разныхъ мѣстъ, состоитъ
въ напечатлѣніи убѣжденія, что христіанская вѣрность должна вы¬
ражаться въ энергіи и въ осуществленіи любящаго служенія (і, 4,
22; п, 14—26; ш, 13 —17; іт, 17 и нроч.). „Искушенія, правда,
занимаютъ значительную часть въ его мысляхъ, но онъ желалъ,
чтобы его читатели пользовались противъ нихъ „изгоняющею силою
добрыхъ чувствъ". Обрядность дѣятельной любви и искренность въ
молитвѣ служатъ у него средствомъ совершенствованія І2Э). ѵі. Эта именно цѣль придаетъ посланію его полемическій ха¬
рактеръ. Ап. Павелъ говоритъ, что человѣкъ оправдывается вѣрою;
св. Іаковъ —что онъ оправдывается дѣлами; но св. Іаковъ упо¬
требляетъ слово „вѣра" съ точки зрѣнія іудейскаго реализма,, а
не въ томъ духовномъ смыслѣ, въ какомъ употреблялъ его ап.
Павелъ. У обоихъ этихъ апостоловъ законъ есть нѣчто внутрен¬
нее, а не внѣшнее; начало свободы, а не иго рабства; слово
истины, живой импульсъ плодотворной дѣятельности, насажденной
въ человѣкѣ І8°). Видя опасность вѣроучительнаго формализма, св.
Іаковъ пишетъ въ противовѣсъ его чуждымъ практической жизни
тенденціямъ и съ цѣлью дать намъ (съ точки зрѣнія, правда,
іудейскаго христіанства, но тѣмъ не менѣе озаренной, свободной
и. одухотворенной формы его) изображеніе христіанина, какимъ
онъ долженъ быть, „какъ совершенный человѣкъ въ совершенствѣ
христіанской жизни, которая можетъ быть понята собственно
пояько *какъ совершенное произведеніе". И съ этой точки зрѣнія
его.щосланіе было цѣннымъ вкладомъ въ образованіе каѳолическаго
христіанства. Въ еш изложеніи противоположной стороны исти-
йыу' ировѳзклащенной . ап. . Павломъ, нѣтъ ничего преднамѣренно