Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
358 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. смятенія, увлеченъ былъ страстями и мірскою суетностью, разра¬
жался яростнымъ языкомъ ненависти, изувѣрства и обмана, дѣ¬
лался нечестивымъ въ своемъ тонѣ и мысли, всецѣло полагался
на правовѣріе единобожія, былъ безпеченъ и себялюбивъ въ обя¬
занностяхъ жизни, забывалъ о всемогуществѣ молитвы. И хри¬
стіане, къ которымъ онъ обращался, будучи іудеями, невольно
Подвергались этимъ же опасностямъ. Онъ желалъ сдѣлать хри¬
стіанъ лучшими христіанами, научить ихъ болѣе истинной мудро¬
сти, болѣе чистой нравственности. Онъ желалъ сдѣлать ихъ луч¬
шими христіанами, сдѣлавъ ихъ лучшими израильтянами, и желалъ
въ то же время обратить израильтянъ въ болѣе достойныхъ членовъ
общества израильскаго, прежде чѣмъ окажется возможнымъ склонить
ихъ стать наслѣдниками завѣта новаго обѣтованія. Если мы бу¬
демъ имѣть въ виду эти обстоятельства, если будемъ помнить также,
что его посланіе не предназначалось въ качествѣ догматическаго
трактата, а имѣло въ виду лишь нравственное увѣщаніе чело¬
вѣка, для котораго законъ означаетъ правила жизни, какъ училъ
объ этомъ Іисусъ Христосъ, то мы будемъ болѣе способны по до¬
стоинству оцѣнить поспѣшность тѣхъ критиковъ, которые осуждаютъ
и умаляютъ значеніе этого посланія потому лишь, что не въ' си¬
лахъ понять истинную цѣль его автора. Затѣмъ, чтобы постигнуть все значеніе св. Іакова, мы должны
оцѣнить пламенную серьезность человѣка, идеалъ котораго слиш¬
комъ строгъ, чтобы можно было допускать какой нибудь компро-
мисъ съ цѣлями и удовольствіями міра. і. Нѣкоторые критики говорятъ, что это посланіе отдаетъ
ессействомъ и евіонитствомъ. Но хотя п помощь “ и „ милость “
были отличительными обязанностями ессеевъ и хотя св. Іаковъ
пишетъ на своемъ знамени „ милость “, всетаки нѣтъ никакого
слѣда, который бы доказывалъ, что онъ былъ' ессей. Онъ, несо¬
мнѣнно, сочувствовалъ многимъ взглядамъ этой своебразной об¬
щины. Всякій ессей могъ бы говорить совершенно такъ же, какъ
говоритъ св. Іаковъ, о клятвахъ, богатствахъ, вѣрѣ, добродѣтели
молчанія и объ обязанности подавлять гнѣвъ ,15), но равнымъ обра¬
зомъ могъ бы говорить такъ и всякій христіанинъ, который изу¬
чалъ, какъ изучалъ св. Іаковъ, истины нагорной проповѣди. За¬
блужденіе позднѣйшихъ евіонитовъ заключалось въ томъ, что они
представляли іудейство уже того періода, когда оно вырождалось
въ ересь. " и. Нѣкоторые затѣмъ видѣли въ выраженіяхъ св. Іакова
орфическій оттѣнокъ; но въ подтвержденіе, этого мы вправѣ тре¬
бовать іболѣе сильнаго доказательства, чѣмъ: выраженія „ насаж¬
даете?'ЬлЦвОй-(і, 21), ири-^круще жизни* (ні,-6), хотя даже эти .