Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
"ЗТ7Т "ТГЕіг'Ь'Мііі дли—зл'жцті^гацттгг приложимы къ обычному обращенію богатыхъ съ бѣдными во всѣхъ
іудейскихъ кварталахъ и христіанскихъ общинахъ міра. Въ пер¬
венствующихъ церквахъ въ теченіе всего перваго столѣтія было
„немного богатыхъ" (1 Кор. і, 26). Немногіе богатые и благо¬
родные обращенцы изъ язычниковъ настолько были неспособны
поддаваться такой тиранніи, какую описываетъ св. Іаковъ, что въ
собраніяхъ обращенцевъ они могли находиться подъ духовнымъ
надзоромъ пресвитеровъ и епископовъ, которые въ обыденной жизни
занимали положеніе не выше рабовъ. Плавнѣе всего, ни одинъ
христіанинъ не могъ осмѣлиться „богохульствовать", т. е. гово¬
рить оскорбительно объ имени „христіанинъ" или „Христосъ". Но
св. Іаковъ разумѣетъ не исключительно христіанскія общины. Онъ
пишетъ о предметахъ, которые находились на небосклонѣ его
обыденной жизни. Стоитъ только прочитать то, что талмудисты
говорятъ о священническихъ семействахъ, которыми онъ былъ
окруженъ, и его указанія сразу же сдѣлаются понятными. Такъ,
въ трактатѣ Уоша (I. 9, а) мы читаемъ: „Что разумѣется въ Пс.
х, 27: страхъ Господень продолжаетъ дни, но годы нечестивыхъ
сократятся? Первое предложеніе указываетъ на 410 лѣтъ перваго
храма, въ теченіе каковаго періода было лишь 18 первосвящен¬
никовъ. Но изреченіе „годы нечестивыхъ сократятся" — объяс¬
няется тѣмъ обстоятельствомъ, что въ теченіе 426 лѣтъ втораго
храма преемственно было болѣе 800 первосвященниковъ, такъ
что за вычетомъ 40 лѣтъ Симеона Праведнаго, 80 раввина Іоха-
нана и 10 Измаила бенъ-Фаби, будетъ очевидно, что нй одинъ
изъ остальныхъ первосвященниковъ не занималъ этой должности въ
теченіе одного цѣлаго года" 108). Предполагаемое здѣсь обстоятель¬
ство не имѣетъ историческаго значенія, но самое замѣчаніе показы¬
ваетъ, какъ низко вообще смотрѣли на этихъ позднѣйшихъ іерарховъ. Затѣмъ въ трактатѣ РекасЫт (57 а) мы находимъ одно изъ
различныхъ повтореній знаменитаго проклятія на эти священни¬
ческія семейства: „Горе семейству Воеѳа, Горе ихъ палкамъ! Горе дому Ганана, Горе ихъ ехидному шипѣнью! Горе семейству Канѳеры,- Горе ихъ клеветничеству! Горе семейству Измаила бенъ-Фаби, Горе ихъ кулачнймъ расправамъ!" „Они сами’— главные свящѣйндки^ихъ сыновья — казначеи,
ихъ зятья—начальники храма; и йхѣ-служители избиваютъ народъ
своими палками"? ѵ ?