Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
12 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА., Въ какой именно степени распространены были въ народѣ указан¬
ныя воззрѣнія, съ точностью опредѣлить невозможно. Изъ писателей
этого времени можно привести рядъ мѣстъ, которыя заставляютъ
думать, что въ сущности никто уже больше не вѣрилъ въ боговъ.
Ювеналъ говоритъ, что тому, чтб /разсказывается о подземномъ
мірѣ, уже не вѣрили даже и самыя малыя дѣти. Но этимъ заяв¬
леніямъ нельзя еще придавать вполнѣ доказательной силы. Невѣріе
во всѣ- времена старалось выставлять свои воззрѣнія какъ един¬
ственно имѣющія значеніе и всеобще распространенныя. Ходячему
мнѣнію, что уже въ первомъ вѣкѣ масса народа внутренно была
чужда языческой вѣрѣ, противорѣчатъ весьма многіе факты. Съ
другой стороны, мы имѣемъ несомнѣнныхъ свидѣтелей, которые
не оставляютъ ни малѣйшаго сомнѣнія въ томъ, что- невѣріе на¬
чало выходить уже за предѣлы образованныхъ классовъ и проникало
въ народъ. Историкъ Ливій, говоря о болѣе раннемъ времени,
между прочимъ замѣчаетъ: „тогда еще не было такого неуваженія
къ богамъ, какое господствуетъ въ теперешній вѣкъ* 7); а Квин¬
тиліанъ, знаменитый учитель риторики, собственныя убѣжденія
котораго были, невидимому, очень неустойчивы, заявляетъ: „даже
между нашими поселянами лишь немного такихъ, которые бы не
знали чего нибудь объ естественныхъ вещахъ или не старались узнать
о нихъ" 8). Худымъ признакомъ, указывающимъ на широко рас¬
пространенное равнодушіе къ древнему культу, служитъ и то об¬
стоятельство, что уже при Августѣ совсѣмъ не встрѣчалось такихъ
дѣвицъ изъ свободныхъ римскихъ семействъ, которыя соглашались
бы дѣлаться весталками. Приходилось набирать ихъ изъ вольноотпу¬
щенницъ, и Тиверій нашелъ себя вынужденнымъ, съ цѣлью при¬
влеченія къ столь высокочтимому нѣкогда служенію, увеличить
вольности и права весталокъ. Невѣріе видимо заражало и простые
классы населенія, которые все болѣе теряли вѣру въ своихъ ста¬
рыхъ боговъ. Да это и не могло быть иначе: примѣръ высшихъ
классовъ всегда увлекаетъ нисшіе; стараніе удержать „глупый на¬
родъ* въ извѣстной вѣрѣ, которая уже не раздѣляется высшими
классами, еще никогда не удавалось въ исторіи. Съ другой стороны нельзя умалять и значенія того, что дѣла¬
лось въ высшихъ сферахъ для поддержанія древней религіи. Импе¬
раторъ Августъ съ полнымъ сознаніемъ обращалъ свое вниманіе
на оживленіе государственной религіи» Многое изъ того, что было
разрушено во время опустошительныхъ гражданскихъ войнъ, было
возстановлено, храмы были реставрированы и отстроены заново,
жреческія коллегіи восполнены, опять возобновились праздники и
жертвоприношенія и оживлялись старыя преданія. Стихотворенія
ВирГилія своею набожностью содѣйствовали также этой цѣли, и