Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ОСОБЕННОСТИ ПОСЛАНІЯ СВ. АП, ІАКОВА. для сирійскихъ церквей, съ испытаніями и искушеніями кото¬
рыхъ онъ былъ исключительно знакомъ. Его замѣчанія напр.
касательно поведенія богатыхъ и отношенія къ нимъ бѣдныхъ
служили предметомъ величайшаго смущенія. Были ли эти бо¬
гачи, надменность которыхъ, по его описанію, была столь
невыносима, іудеи, христіане или язычники? Намъ думается,
что объясненіе этихъ намековъ можно находить въ томъ образѣ
дѣйствій, который ежедневно практиковался на его собствен¬
ныхъ глазахъ. Іудейская церковь въ Іерусалимѣ въ это время
управлялась кликой аристократическихъ саддукеевъ. Это были
дюди обладавшіе громаднымъ богатствомъ, которое они увеличива¬
ли насильственными и безчестными вымогательствами. Глубоко
ненавидимые народомъ, они однакоже крѣпко держались на
своихъ мѣстахъ вслѣдствіе интимнаго, обыкновенно всякими сред¬
ствами поддерживавшагося, соглашенія съ Иродами и римлянами.
Совнѣ поэтому къ нимъ относились съ раболѣпнымъ почтеніемъ,
и, вопреки проклятій, которыя произносились противъ нихъ не
громко .и тайно, но отъ души, и которыя скоро должны были на¬
влечь на ихъ головы мщеніе, они могли пользоваться почти не¬
ограниченною властью. Совмѣстно читая какъ обличенія, про¬
износимыя св. Іаковомъ противъ тираннической алчности и же¬
стокой дерзости богатыхъ, такъ и восьмикратное и трижды по-
вторенцое проклятіе Талмуда 10,!) противъ обагренныхъ кровью и
преданныхъ міру іерарховъ, позорившихъ достоинство первосвя-
щества, мы поймемъ, намъ думается, что этп мѣста посланія воз¬
никли по крайней мѣрѣ отчасти изъ того негодованія, съ кото¬
рымъ христіанскій епископъ смотрѣлъ на безстыдную и беззакон¬
ную жизнь этихъ ненавистныхъ Воеѳусимовъ и Бени-Ганановъ.
Наконецъ онъ подпалъ ихъ мщенію, и іудеи того времени тщетно
боролись противъ ихъ алчности и мірской суетности. Св. Іаковъ
говоритъ: „не богатые ли притѣсняютъ васъ, и не они ли вле¬
кутъ васъ въ суды? Не они ли безславятъ доброе имя, которымъ
вы называетесь?* (Іак. н, 6). „Послушайте вы, богатые*, гово¬
ритъ онъ еще,— „плачьте и рыдайте о бѣдствіяхъ вашихъ, нахо¬
дящихъ на' васъ. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъѣдены
молью. Золото ваше и серебро изоржавѣло, и ржавчина ихъ бу¬
детъ свидѣтельствомъ противъ васъ, и съѣстъ плоть вашу, какъ
огонь: вы собрали себѣ сокровище на послѣдніе дни. Вотъ, плата,
удержанная вами у работниковъ, пожавшихъ поля ваши, вопіетъ;
и вопли жнецовъ дошли до слуха Господа Саваоѳа. Вы роскоше¬
ствовали на землѣ и наслаждались; напитали сердца ваши, какъ
бы на день закланія, Вы осудили, убили праведника; онъ не про¬
тивился вамъ* (у, 1—6). Ясно, что эти обличенія не могли быть