Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
тктошшьшити,. пццащнш ць. аи.. і анаша. ТП7Т не въ смыслѣ титула, а въ 'смыслѣ собственнаго имени (іі, 7); воз¬
растаніе лицепріятія, какъ это доказывается различіемъ въ си¬
дѣніяхъ; сознаніе отдаленности втораго пришествія и другія обстоя¬
тельства дѣлаютъ необходимымъ предположеніе, что до времени его
написанія со дня Пятидесятницы прошло уже много лѣтъ. Далѣе
кажется вѣроятнымъ, что нѣкоторыя изъ указаній св. Іакова на¬
ходятъ свое объясненіе въ состояніи политическаго возбужденія,
причиняемаго надеждами и страхами, которые быть можетъ на
пространствѣ одного или двухъ лѣтъ того самаго времени, когда
оно было написано, разрѣшились яростными сценами іудейскаго
возстанія. Наконецъ, кажется невозможнымъ отрицать, что хотя св.
’ Іаковъ и могъ написать свою аргументацію касательно вѣры и дѣлъ
(и, 21—26), не прочитавъ тОго, что написано было о томъ же самомъ
предметѣ ап. Павломъ ,0‘) и между прочимъ въ посланіи къ Евреямъ,
тѣмъ не менѣе его языкъ находитъ самое разумное объясненіе въ
предположеніи, что онъ старается устранить опасные выводы, ко¬
торымъ подлежало ученіе ап. Павла объ оправданіи вѣрою,
когда оно толковалось необразованными и невѣжественными 1и2).
Если 'такъ, то посланіе это не могло быть написано раньше чѣмъ
за годъ или за два до смерти св. Іакова, такъ какъ написаніе
посланія къ Галатамъ относится къ 57, а написаніе посланія къ
Римлянамъ къ 58 году. Противъ такого заключенія выставлялось,
что если бы оно написано было позже такъ называемаго „собора
іерусалимскаго“, бывшаго въ 50 году, то оно содержало бы въ
себѣ указаніе на великій споръ касательно обязательности обрѣ¬
занія. Но вопросъ объ обрѣзаніи, какъ ни яростно обсуждался въ
свое время, былъ скоро забытъ, и притомъ нужно имѣть въ виду, что св.
Іаковъ писалъ исключительно- для іудеевъ. Затѣмъ указывалось
еще на то, что испытаніями, на которыя онъ намекаетъ въ по¬
сланіи, навѣрно были тѣ преслѣдованія въ Іерусалимѣ, въ кото¬
рыхъ Савлъ и Иродъ Агриппа I были главными дѣятелями. Но
гоненіе въ той или другой формѣ было хроническимъ испытаніемъ
какъ іудейскихъ, такъ и другихъ христіанъ. Указывать на суще¬
ствованіе глубокой бѣдности какъ признакъ того, что посланіе
было написано около времени общаго голода въ 44 году, значитъ
ссылаться на весьма сомнительный аргументъ, такъ какъ голодные
годы въ этотъ періодъ были отнюдь не рѣдки и бѣдность была
вообще постояннымъ состояніемъ святыхъ въ Іерусалимѣ. Поэтому,
мы склоняемся къ взгляду Неандера, Альфорда и Плюмптра, ко¬
торые стоятъ за ранній періодъ, и затѣмъ въ частности мы со¬
гласны съ Де-Ветте, епископомъ Вордсвортомъ и многими другими,
которые относятъ время написанія этого посланія въ 61 году 108).
Если однако же время написанія этого посланія не можетъ быть