Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
вѣдомо практическій характеръ, а также все воспитаніе писателя,
равно какъ и тѣхъ, къ кому онъ обращался съ своимъ посла¬
ніемъ. Цѣлью этого посланія было ободрить іудейскихъ христіанъ
къ терпѣливому перенесенію испытаній пробужденіемъ въ нихъ
болѣе бодрой энергіи въ святой жизни. А дѣлая это, онъ не
внушаетъ ни рабскаго послушанія, ни устрашеннаго безпокойства..
Если онъ не останавливается на указаніи и выясненіи специфи¬
ческихъ христіанскихъ побужденій, то онъ во всякомъ случаѣ не
ставитъ на мѣсто ихъ обрядовую праведность. Его идеалами слу¬
жатъ идеалы истины и премудрости, а не тщательнаго законни-
чества. Тотъ законъ, который онъ имѣетъ въ виду, не есть гроз¬
ный законъ Моисея, приводящій къ рабству, но царственный законъ,
совершенный законъ свободы, тотъ законъ, который провозглашенъ
былъ въ нагорной проповѣди. Онъ представитель не стараго іудейства,
но христіанскаго іудейства, т. е. іудейства въ его преобразующемся
состояніи. Книга можетъ быть въ высшемъ смыслѣ христіанско¬
религіозною, даже если она не употребляетъ формулъ религіи и
христіанства. Книга Есѳирь есть священная книга, книга бого¬
вдохновеннаго канона, книга по справедливости высоко цѣнимая,
хотя въ ней лишь мимоходомъ упоминается имя Бога. Мы всегда
предполагаемъ существованіе дна въ океанѣ, хотя оно и неви¬
димо для насъ и никто бы не говорилъ о немъ. Но въ то же время,
какъ мы увидимъ послѣ, въ посланіи св. Іакова есть мѣста, ко¬
торыя заключаютъ въ себѣ глубочайшія истины той христіанской вѣры,
по отношенію къ которой онъ признаетъ себя смиреннымъ по¬
слѣдователемъ, хотя развивать догматическую сторону христіанства
совсѣмъ не входило въ его задачу. Если нѣкоторыя изъ главнѣй¬
шихъ христіанскихъ истинъ не затрогиваются въ немъ, то съ дру¬
гой стороны въ этомъ посланіи дѣлается больше ссылокъ на бе¬
сѣды Христа, чѣмъ во всѣхъ другихъ взятыхъ вмѣстѣ і00). Если бы мы могли быть увѣрены касательно времени написа¬
нія этого посланія и тѣхъ лицъ, кого св. Іаковъ главнымъ обра¬
зомъ имѣлъ въ виду, то несомнѣнно это пролило бы нѣкоторый
свѣтъ на отличающія его особенности. Но касательно этихъ пред¬
метовъ мы, къ сожалѣнію, не имѣемъ никакихъ положительныхъ
данныхъ. Среди различныхъ мнѣній касательно времени его напи¬
санія, мы держимся тѣхъ, которыя смотрятъ на это посланіе какъ
на одно изъ позднѣйшихъ, а не самыхъ раннихъ въ канонѣ.- Въ
этомъ именно направленіи указываютъ повидимому нѣкоторые
факты. Съ одной стороны посланіе это не могло быть написано
послѣ 6.3. года,, потому что въ этомъ году св. Іаковъ потерпѣлъ мучеии-
чество.і-.Съ другой, стороны состояніе и широкая разсѣянность церк¬
вей, къ котррымъ оцо обращено было, преобладаніе имени Христа