Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ОСОБЕННОСТИ ПОСЛАНІЯ СВ. АН. іакова. рые говорили именемъ Господнимъ“ (у, 10). „Послушайте вы,-дбЬ»-
гатые: плачьте и рыдайте о бѣдствіяхъ вашихъ, находящихъ «на
васъ“ (у, 1). Возможно ли отрицать, что въ этихъ изреченіямъ
есть различіе въ тонѣ съ такими напр. изреченіями: „я сорасп'ялоя
Христу1' (Гал. п, 19); „я говорю: поступайте по духу" (Гал. у,
16); „любовь Христова объемлетъ насъ" (2 Кор. ѵ, 14); „мы
погреблись съ Нимъ крещеніемъ въ смерть, дабы, какъ Христосъ
воскресъ изъ мертвыхъ славою Отца, такъ и намъ ходить въ об¬
новленной жизни" (Рим. уі, 4). „По примѣру призвавшаго васъ
Святаго,- и сами будьте святы во всѣхъ поступкахъ" (1 Петр. і,
15). „Ибо таково благовѣствованіе, которое вы слышали отъ на¬
чала, чтобы мы любили другъ друга" (1 Іоан, пі, 11). Такія
именно особенности посланія дали поводъ Лютеру сдѣлать свой
поспѣшный, презрительный и поверхностный взглядъ на него.
„Вслѣдствіе этого, говоритъ онъ, посланіе св. Іакова, сравнен¬
ное съ посланіями св. ап/ Павла, есть истинно соломенное по¬
сланіе (ЕесМ вітоЬегп), потому что оно лишено всякаго евангель¬
скаго характера" 9е). „Это посланіе Іакова, говоритъ онъ далѣе,
хотя отвергаемое древними эт), и хвалю и считаю добрымъ, по¬
тому что оно не излагаетъ никакого ученія человѣческаго... но
чтобы выразить мое мнѣніе безъ всякаго предубѣжденія, я не
считаю его апостольскимъ писаніемъ, и вотъ мои основанія: во 1),
вопреки посланію св. ап. Павла и всему другому писанію, оно
полагаетъ праведность въ' дѣлахъ", на каковомъ основаніи онъ
думаетъ, что авторъ его былъ просто „какой нибудь добрый благо¬
честивый человѣкъ", хотя въ другихъ мѣстахъ онъ, повидимому,
склоненъ думать, что оно написано было Іаковомъ, сыномъ Зе-
ведеевымъ 98). Впрочемъ, едвали можетъ показаться страннымъ,
что Лютеръ, который не обладалъ ключемъ для объясненія кажу¬
щихся противорѣчій этого посланія съ ученіемъ св. ап. Павла,
пришелъ къ такому мнѣнію. Ему казалось, что оно находится въ
прямомъ противорѣчіи съ истиною, которая служила основою его
собственнаго религіознаго убѣжденія и была девизомъ того знамени,
съ которымъ онъ возсталъ противъ тиранніп папства. Но это неблаго¬
пріятное мнѣніе о посланіи удерживалось и потомъ. Оно встрѣчается у
магдебургскихъ Центуріевъ и у Стребеля, который сказалъ, что „въ
какомъ бы смыслѣ мы не принимали это посланіе, оно всегда оказы¬
вается въ противорѣчіи съ остальными частями св. Писанія*. Въ виду
подобныхъ основаній принимать его смущались даже Эразмъ, Каэ-
танъ, Гроцій и Ветштейнъ ээ). Такіе взгляды однакоже. несостоя¬
тельны, потому что они односторонни. Мы впослѣдствіи разсмот¬
римъ мнимую полемику въ немъ противъ ап. Павла, и, разсуждая
объ этомъ посланіи вообще, мы должны имѣть въ виду его -за-