Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЖИЗНЬ и ХАРАКТЕРЪ СВ. АП. ІАКОВА „БРАТА ГОСПОДНЯ" і ІЩ51 свидѣтельствующей о томъ уваженіи, съ которымъ народъ, отно¬
сился къ св. Іакову, равно какъ и о его въ высшей степени мо¬
литвенномъ характерѣ, его мужествѣ, святости, преданности закону,
и о томъ сочувствіи, которое онъ возбуждалъ среди всѣхъ быв¬
шихъ, подобно ему, временными назореями. И смотря на всю
его жизнь въ свѣтѣ, проливаемомъ на нее позднѣйшею исторіею,
мы не можемъ не видѣть, какъ милостиво было Провидѣніе Божіе,
поставившее его въ эту область дѣятельности и сдѣлавшее его тѣмъ,
чѣмъ онъ былъ. Если существовалъ еще голосъ, котораго могъ
бы слушать даже остатокъ Израиля, то это былъ именно голосъ
св. Іакова. Онъ почиталъ ихъ законъ; онъ соблюдалъ ихъ обычаи,
любилъ ихъ народъ, присутствовалъ при ихъ богослуженіи съ не¬
обычайнымъ благоговѣніемъ. Даже въ Талмудѣ есть слѣды того
глубокаго вліянія, которое онъ оказывалъ на народъ. Среди глав¬
ныхъ минымовъ, т. е. еретиковъ, какъ Талмудъ обыкновенно на¬
зываетъ христіанъ, мы постоянно слышимъ о нѣкоемъ Іаковѣ изъ
Кефаръ-Зеканіи, который совершаетъ сверхъестественное исцѣле¬
ніе во имя Іисуса сына Пандеры. По дному изъ разсказовъ о
немъ, нѣкій* Бенъ-Дама, племянникъ раввина Измаила, былъ уку¬
шенъ змѣемъ, и Іаковъ, придя къ нему, предложилъ ему исцѣле¬
ніе по образу назореевъ. Раввинъ Измаилъ запрещалъ всякое
обращеніе къ такимъ способамъ. „Сначала, сказалъ Бенъ-Дама,
докажи мнѣ изъ св. Писанія, что это позволительно"; но прежде
чѣмъ тотъ могъ изложить свое доказательство, послѣдній умеръ.
„Счастливый Бенъ-Дама", сказалъ его дядя, „счастливый тѣмъ,
что твоя душа удалилась отсюда и что ты не нарушилъ ограды
мудрыхъ", въ подтвержденіе чего привелъ извѣстное мѣсто Екклез.
х, 8: „кто разрушаетъ ограду, того укуситъ змѣй" 8е). По другому
о немъ разсказу, онъ былъ встрѣченъ раввиномъ Еліезеромъ на
улицѣ Сепфориса и предложилъ раввину галаху, т. е. законническое
рѣшеніе по вопросу о Втор, ххш, 19, которое понравилось ему. Но когда Еліезеръ повторилъ это рѣшеніе, то навлекъ на себя
непріятность тѣмъ, что его стали обвинять въ сочувствіи къ хри¬
стіанскимъ еретикамъ от). Заключаютъ ли эти и другіе подобные
анекдоты какую либо истину въ себѣ или нѣтъ, они во всякомъ
случаѣ показываютъ ту важность, которую св. Іаковъ занимаетъ
въ традиціонныхъ воспоминаніяхъ іудеевъ. По одному изъ дикихъ
сказаній іудеевъ, которыя однакоже скрываютъ подъ собою гораздо
болѣе глубокое значеніе, чѣмъ они воображали, предъ самымъ
паденіемъ города Шехина, т. е. слава Божія, удалилась на гору
Елеонскую и въ теченіе трехъ лѣтъ напрасно ходатайствовала за
народъ іерусалимскій. Шехина, метатронъ, божественный Сынъ,
изліяніе' славы Божіей, дѣйствительно ходатайствовала и затѣмъ:. I 'г '> ■ ■ ' » I / > '& г Ь • *■ ’ л ; , • ь '. / * ,.і ѵ.