Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
гягжг -дтг іпісщ пунктовъ осталось еще не рѣшенными послѣ этого опредѣленія;
показали также, что авторитетъ этого рѣшенія былъ мѣстный и
временный, и что въ церквахъ, находившихся внѣ ограниченнаго
округа, къ которому обращено было окружное посланіе, ап. Па¬
велъ отмѣнялъ его авторитетъ. Мы показали также, какъ сдѣлан¬
ное этимъ соборомъ постановленіе нарушалось также тѣми, которые
были наиболѣе враждебны апостолу язычниковъ и которые ссыла¬
лись также часто на полномочія, полученныя отъ Іакова, сбивая
съ толку слабыхъ обращенцевъ ап. Павла и разрушая плоды его
тяжкихъ трудовъ. Но въ тоже время самъ Іаковъ, съ достойною
твердостью и истинною мудростью свыше, снизошелъ къ истин¬
ному рѣшенію всего разсматриваемаго вопроса. Когда признанъ
былъ принципъ, то естественно онъ могъ получить свое значеніе
и въ практикѣ. Подробности могли быть предоставлены будущему
усмотрѣнію, какъ онѣ и дѣйствительно были предоставлены тече¬
нію обстоятельствъ. Никто изъ тѣхъ, которые называли себя хри¬
стіанами, будетъ ли это іудей или язычникъ, не могли въ дѣй¬
ствительности оспариватъ правила, которое было постановлено вза¬
имнымъ авторитетомъ не только Павла, Варнавы и Петра, но даже
возлюбленнаго ученика и брата Господня. Но тысячи іудейскихъ
христіанъ тайно оставались при своихъ прежнихъ убѣжденіяхъ,
пока разрушеніе Іерусалима, подобно молніи съ неба, не разрѣшило
ихъ недоумѣній божественною логикою событій. Проходятъ опять годы и мы встрѣчаемъ лишь случайное ука¬
заніе на св. Іакова. Ясно, что если Іаковъ вполнѣ признавалъ
право ап. Павла дѣйствовать такъ, какъ онъ дѣйствовалъ въ дѣй¬
ствительности, многіе изъ его приверженцевъ были другаго убѣж¬
денія. Въ нарушеніе всего духа соборнаго соглашенія, они на¬
стаивали на поддержаніи строгой линіи раздѣленія между іудеями
и необрѣзанными язычниками, и ихъ присутствіе въ Антіохіи
столь . успѣшно возбудило ужасы воображаемаго неправовѣрія,
что самъ Петръ еще разъ поколебался, и даже Варнава увле¬
ченъ былъ лицемѣріемъ, послѣдовавшимъ за прибытіемъ „ нѣ¬
которыхъ отъ Іакова Нѣтъ надобности еще разъ излагать исто¬
рію этого ожесточеннаго спора, который почти разодралъ един¬
ство первенствующей церкви и для улаженія котораго потребовалось
цѣлое столѣтіе. Достаточно сказать, что привычки и убѣжденія,
лелѣямыя въ теченіе цѣлой жизни, не могутъ быть устранены
вполнѣ съ^ Легкостью. Хотя св. Іаковъ при одномъ важномъ случаѣ
выказалъ благородное великодушіе, тѣмъ не менѣе его симпатіи
до конца оставались на сторонѣ іудейскихъ христіанъ. Какъ
глава своей общины и выразитель ея взглядовъ, онъ никогда не
обнаруживалъ открыто своего согласія съ апостоломъ язычниковъ.