Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЖИЗНЬ И ХАРАКТЕРЪ СНГ АН. ІАКОВА „ЬВАХА гцрподнлг-г тушг оскверненный, какъ могли думать многіе изъ этихъ фарисеевъ,
своимъ общеніемъ съ .врагомъ". Бблыпую твердыню болѣе мудрая
и великодушная партія имѣла въ лицѣ .ап. Петра; но и самъ Петръ,
хотя онъ и приводилъ неопровержимыя доказательства божествен¬
наго соизволенія на то, что дѣлалъ, едва способенъ былъ оправ¬
дать въ Іерусалимѣ отдѣльное крещеніе и допущеніе въ христіан¬
ское братство единичнаго благочестиваго пришельца. Вопросъ шалъ
не объ отношеніяхъ отдѣльной личности, но объ обязанностяхъ
всего языческаго міра. Было, ли пришествіе іудейскаго Мессіи отмѣ¬
ной іудейскаго закона, уничтоженіемъ всего, что было наиболѣе
отличительнаго въ іудейской церкви? Должно ли было торжество
израиля повлечь за собою національное обезличеніе? Эти то именно
вопросы и возбуждали бурю страстныхъ споровъ. Но прежде окон¬
чательнаго созыва этого глубоко-волнующагося собранія, резуль¬
татъ котораго связывался съ столъ глубоко важными послѣдствіями,
Павелъ и Варнава, съ необычайною мудростью, добились согласія
на свои воззрѣнія со стороны трехъ великихъ столповъ церкви
апостоловъ. Ап. Петръ въ своей душѣ былъ согласенъ съ ними;
но порывистый и уступчивый темпераментъ Петра едва ли способенъ
былъ одинъ выстоять противъ стремительнаго напора изувѣрства,
если бы онъ не нашелъ поддержки въ авторитетѣ Іоанна и Іакова.
Но Іоаннъ склоненъ былъ ясными знаменіями, что Богъ содѣй¬
ствовалъ геройскимъ миссіонерамъ и что Св. Духъ запечатлѣлъ
своею печатью всѣ труды ихъ. Й когда въ этомъ убѣжденъ былъ
также и Іаковъ, когда даже его практическая мудрость постигла
истину, которую Духъ Святый лишь послѣ всего въ совершенствѣ
сдѣлалъ ясною для ума раннихъ апостоловъ, величайшая побѣда,
когда либо совершенная христіанствомъ надъ іудействомъ, была
одержана. Пламенная рѣчь ап. Петра могла бы только раздуть
предубѣжденіе іудейскихъ христіанъ въ болѣе яростное пламя.
Даже поразительное повѣствованіе ап. Павла и Варнавы они слу¬
шали въ необнаруживавшемъ убѣжденія молчаніи. Они придавали
главную важность первоначальнымъ апостоламъ и очевидцамъ 67).
Всѣ ихъ надежды сосредоточивались въ Іаковѣ. И Іаковъ поднялся
для того, чтобы разбить эти надежды вирахъ. Онъ сослался на
разсказъ Симона; онъ прошелъ молчаніемъ рѣчи Варнавы и Павла,
но затѣмъ, ссылаясь на слова пророка, который, подобно ему,
былъ также назорей, своими словами: „посему я полагаю“ окон¬
чательно рѣшилъ весь вопросъ С8), и по его рѣшенію язычники
должны были допускаться въ христіанскую церковь на положеніи
пришельцевъ вратъ и не должны были обременяться какими либо
законническими постановленіями кромѣ простыхъ и легкихъ пра¬
вилъ Ноева завѣта. Мы уже показали въ другомъ мѣстѣ, сколько