Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
-тчоии ц ДДГДІИЫ'-Ь ЦВ:—Діі. ІДКОВД „ЬВАТД ГОСПОДНЯ" 33-3 іцается также, что ап. Павелъ видѣлъ его при своемъ поспѣшномъ
и не имѣвшемъ особенно большой важности посѣщеніи Іерусалима въ
годъ тюремнаго заключенія ап. Петра, когда онъ приходилъ съ
милостынею отъ языческихъ христіанъ въ Антіохіи для стражду¬
щихъ собратьевъ „святыхъ Іерусалима “ (Дѣян, хі, 30; хіі, 25).
Но пять лѣтъ спустя, около 50 года, когда Павелъ и Варнава во
второй разъ отправились въ Іерусалимъ для улаженія великаго
вопроса, волновавшаго тогда церковь, мы опять видимъ св. Іакова
въ качествѣ самой выдающейся личности на этомъ достопамятномъ
' соборѣ. Вопросъ о томъ, должны ли обращающіеся язычники под¬
вергаться обрѣзанію или нѣтъ, былъ такимъ вопросомъ, отъ рѣ¬
шенія котораго зависѣла вся будущая судьба христіанства среди
языческаго міра. Предстояло окончательно установить отношеніе
христіанъ изъ язычниковъ къ Моисееву закону. Мы уже въ дру¬
гомъ мѣстѣ подробно изложили значеніе этого вопроса, равно какъ
и тѣ обстоятельства, при которыхъ онъ былъ рѣшенъ, такъ что
теперь можемъ ограничиться ссылкой на сказанное тамъвв). Но
здѣсь мы можемъ повторить, что вся сила и отвѣтственность за
.это рѣшеніе находились въ рукахъ св. Іакова, и что онъ при
этомъ случаѣ показалъ себя на высотѣ, достойной своего проис¬
хожденія, своего положенія и своего характера. Вопреки всѣхъ
предубѣжденій своего воспитанія и своей прежней жизни, подни¬
маясь выше взглядовъ всѣхъ раввиновъ, своихъ предшественни¬
ковъ и современниковъ, и не обращая вниманія на гнѣвный ро¬
потъ и фанатическіе доводы фарисейскихъ зилотовъ, онъ рѣшилъ
въ смыслѣ противоположномъ тому, что можно было бы ожидать
отъ него. Онъ, праведный, онъ, оплотъ іудейства, священническій
назорей, на котораго, не смотря на то, что онъ былъ христіа¬
нинъ, даже іудеи смотрѣли съ благоговѣніемъ,—человѣкъ, кото¬
рый былъ столь суровымъ и тщательнымъ исполнителемъ всѣхъ по¬
становленій законнической праведности,—человѣкъ, самымъ име¬
немъ и авторитетомъ котораго пользовались іудейскіе эмиссары,
возмущавшіе церковь антіохійскую своею настойчивостью каса¬
тельно законнической тщательности и іудейской обособленности,—
человѣкъ, именемъ котораго они впослѣдствіи злоупотребляли въ
противодѣйствующихъ миссіяхъ, устроенныхъ съ цѣлью подорвать
проповѣдь ап. Павла,—этотъ то человѣкъ, поднялъ свой голосъ
въ пользу свободы язычниковъ! Никогда быть можетъ результатъ
столь необычайный по своей отвѣтственности не зависѣлъ отъ
мудрости единичнаго человѣка. Собраніе іудейскихъ христіанъ въ
святомъ городѣ, мятущееся отъ необычайнаго возбужденія (Дѣян,
хѵ, 2), съ нетерпѣніемъ ожидало голоса отъ своего епископа,
когда онъ среди тишины, мгновенно водворившейся отъ внушаемаго