Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЖИЗНЬ И ХАРАКТЕРЪ СВ. АП. ІАКОВА „БРАТА ГОСПОДНЯ“. ЗВІ Такъ какъ въ повѣствованіи не упоминается еще ни о какихъ
другихъ апостолахъ, то можно думать, что ихъ въ это время не
было въ Іерусалимѣ. Вся церковь была въ дѣйствительности раз¬
сѣяна бурей гоненія, поднятой самимъ ап. Павломъ. Проходитъ еще шесть лѣтъ, прежде чѣмъ мы опять встрѣ¬
чаемся съ именемъ св. Іакова (въ 44 г.). Въ этомъ году Иродъ
Агриппа I, пытаясь поддержать политическую роль національнаго
царя, съ цѣлію польстить Іудеямъ, прибѣгъ къ дешевому сред¬
ству для этого, именно къ гоненію на христіанъ. Онъ велѣлъ
схватить Іакова, сына Зеведеева, и предалъ его смерти. Выборъ
при этомъ именно старшаго сына Зеведеева въ качествѣ жертвы
показываетъ, что или въ немъ не погасла еще пламенная ревность,
которая въ прежнее время пріобрѣла ему и его брату Іоанну на¬
званіе сыновъ Громовыхъ, или что онъ въ это время считался
вождемъ церкви въ Іерусалимѣ. Почему это положеніе было пре¬
доставлено ему, а не Петру, объ этомъ мы можемъ только дога¬
дываться. Это быть можетъ зависѣло отъ его положенія, или отъ
его связи съ Іерусалимомъ, или отъ того обстоятельства, что
какъ сынъ Саломіи онъ былъ близкимъ родственникомъ Спасителя.
Какъ только онъ подвергнутъ былъ казни, Иродъ, видя, съ ка¬
кимъ удовольствіемъ іудеи отнеслись къ этому дѣлу, велѣлъ за¬
тѣмъ схватить Петра. Освобожденіе Петра изъ темницы ангеломъ
разрушило кровавые замыслы царя, и Петръ, явившись прежде
своего бѣгства изъ Іерусалима въ домъ Маріи, матери Іоанна
Марка,. чтобы разсѣять безпокойство и страхъ собравшихся тамъ
собратьевъ, разсказалъ о своемъ чудесномъ избавленіи и закончилъ
свое поспѣшное повѣтствованіе словами: „увѣдомьте о семъ Іакова
и братьевъ“ (Дѣян, хіі, 17). Выраженіе это показываетъ, что Іаковъ, братъ Господень,
былъ преемникомъ сына Зеведеева въ качествѣ вождя матери цер¬
кви. Прошло еще двѣнадцать лѣтъ, въ теченіе которыхъ, согласно
вѣроятному преданію, апостоламъ повелѣно было оставаться въ
Іерусалимѣ, прежде чѣмъ разсѣяться по разнымъ странамъ для про-
повѣданія Евангелія всѣмъ народамъ "). Постоянный надзоръ за
небольшой общиной христіанъ въ главномъ сѣдалищѣ іудейскаго
фанатизма дѣлалъ необходимымъ, чтобы высокое и вмѣстѣ опасное
положеніе епископа было занимаемо .человѣкомъ, который пользо¬
вался бы уваженіемъ и со стороны самихъ іудеевъ. Поэтому къ
Іакову, брату Господню,—не только потому, что онъ былъ братъ
Господень, но и вслѣдствіе силы его характера и вліянія, — есте¬ ственно и сразу перешла должность епископа іерусалимскаго 88). -Назначеніе это было въ высшей степени мудрымъ, и такъ какъ
Іерусалимъ былъ ежегодно посѣщаемъ въ дни великихъ годовыхъ ,Г' Фі ійШ!