Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЖИЗНЬ И ХАРАКТЕРЪ СВ. АП. ІАКОВА „ВРАТА ГОСПОДНЯ 329 і ,ч слышимъ болѣе ни объ Іосіѣ, ни о Симонѣ. Но св. Іуда впослѣд¬
ствіи выступаетъ въ качествѣ христіанскаго миссіонера и написалъ
посланіе, носящее его имя; а св. Іакова мы встрѣчаемъ даже въ
качествѣ епископа, впервые упоминаемаго въ апостольскомъ вѣкѣ,
и онъ въ теченіе двадцати лѣтъ былъ главнымъ столпомъ этой
гонимой церкви. Какъ же произошла эта чудесная перемѣна? У насъ нѣтъ никакихъ свѣденій относительно этого; мы не
имѣемъ даже средствъ предположительно объяснить ее, если только
объясненіе ея не заключается въ трехъ словахъ ап. Павла. Въ
своемъ разсказѣ о явленіи Христа по воскресеніи, онъ говоритъ,
что Онъ являлся Кифѣ, затѣмъ двѣнадцати, затѣмъ болѣе чѣмъ
пятистамъ братьевъ вмѣстѣ, „потомъ явился Іакову“ 55). Что подъ
этимъ Іаковомъ разумѣется братъ Господень, глава церкви Іеру¬
салимской—это ясно, потому что когда было писано это посланіе,
сына Зеведеева уже не было въ живыхъ. Они знали только одного
Іакова, именно того, авторитетъ котораго такъ высоко почитался,
и котораго только ап. Павелъ упоминаетъ по имени. Трое и именно
только трое были указаны имъ въ качествѣ очевидцевъ явленій
воскресшаго Христа на землѣ. Одинъ былъ вождемъ апостольскаго
общества, кающійся Кифа; другая была та, которая любила много,
любовь которой заставила ее дольше всѣхъ оставаться при кре¬
стѣ и раньше всѣхъ явиться у гроба; третьимъ былъ „ братъ “
Господень. Касательно явленій Христа Кифѣ и Іакову въ св. Писаніи не
прибавляется ни одной дальнѣйшей подробности. Но въ „Еван¬
геліи Евреевъ самомъ древнемъ и правдоподобномъ изъ апокри¬
фическихъ евангелій, мы находимъ поразительный разсказъ о томъ,
какъ Іаковъ связалъ себя клятвою, что съ того часа, когда онъ
пилъ отъ чаши Господней, онъ не будетъ ни ѣсть, ни пить, пока
не увидитъ Его воскресшимъ изъ мертвыхъ. „И вотъ, Господь,
отдавъ одѣяніе (синдонъ) слугѣ священника, пошелъ къ Іакову и
явился ему и сказалъ: принеси сюда столъ и хлѣбъ; и Онъ
взялъ хлѣбъ, и благословилъ его, и преломилъ, и далъ его
Іакову праведному, и сказалъ ему: братъ Мой, ѣшь теперь хлѣбъ,
ибо Сынъ человѣческій воскресъ изъ мертвыхъ “ 56). Многія обстоя¬
тельства показываютъ, что этотъ разсказъ вращается въ области
апокрифической, такъ какъ, не смотря на все, что говорилъ сво¬
имъ ученикамъ Христосъ, они совершенно не ожидали воскресе¬
нія. Въ повѣствованіи о воскресеніи мы не только не видимъ у
нихъ вѣры и убѣжденія въ этомъ отношеніи, но даже скорѣе за¬
мѣчаемъ недовѣрчивое изумленіе, съ которымъ они приняли первое
пасхальное. извѣстіе. Но хотя въ подробностяхъ и есть нѣкоторая'* • , ѵ- * ч№, ' аёы.