Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЖИЗНЬ И ХАРАКТЕРЪ СВ. АП. ІАКОВА „БРАТА ГОСПОДНЯ 827 терн, онн толпой подошли къ огромной массѣ народа, къ кото¬
рому Онъ обращался съ бесѣдой въ Капернаумѣ, и дали Ему
знать, что они желаютъ поговорить съ Нимъ. Это былъ посту¬
покъ крайне неблагоговѣйный, котораго они еще неспособны
были понять. Поэтому, надо и пора было показать этимъ Его
братьямъ, какъ уже и показано было на брачномъ пирѣ въ Канѣ
пресвятой Дѣвѣ Маріи, что для Него связь земныхъ отношеній и
родства навсегда миновала. Протянувъ свою руку къ ученикамъ,
Онъ сказалъ: „вотъ, матерь Моя и братья Мои. Ибо кто будетъ
исполнять волю Отца Моего небеснаго; тотъ Мнѣ братъ, и сестра,
и матерь" (Матѳ, хп, 49, 50). Однако даже и это отверженіе ихъ вмѣшательства, этотъ укоръ,
столь ясный и однакоже столь нѣжный, за притязаніе основы¬
вавшееся на плотскомъ родствѣ, не въ силахъ были окончательно
подавить протестовъ Его „братьевъ". Еще однажды, хотя на этотъ
разъ они и не могли привести съ собою пресвятой Дѣвы Маріи,
они осмѣлились предложить Іисусу Христу свой совѣтъ, осмѣли¬
лись не двусмысленно высказать свое неодобреніе Его образу дѣй¬
ствія и заявить о своемъ отверженіи Его притязаній на высочай¬
шее достоинство (Іоан, ѵп, 1 —10). Взрывъ негодованія, послѣдо¬
вавшій за бесѣдой Христа въ Капернаумѣ о хлѣбѣ жизни,—бесѣ¬
дой, въ которой Онъ разрушилъ ложный мессіанскій восторгъ,
возбужденный насыщеніемъ пяти тысячъ народа,— поставилъ Его
въ еще болѣе отчужденное положеніе. Ему угрожала столь вели¬
кая опасность, что Онъ, не смотря на приближеніе праздника
кущей, не могъ открыто идти въ Іерусалимъ. Въ этотъ именно
печальный кризисъ къ Нему подошли Его братья и съ нетерпѣ¬
ливымъ смущеніемъ сказали Ему: „выйди отсюда и пойди въ
Іудею, чтобы и ученики Твои (не просто эти немногіе галилеяне,
но и тѣ, которые увѣровали въ Тебя въ Іерусалимѣ и въ Іудеѣ),—
видѣли дѣла, которыя Ты дѣлаешь; ибо никто не дѣлаетъ чего
либо въ тайнѣ (какъ Ты дѣлаешь теперь) и ищетъ самъ быть
извѣстнымъ ег). Если Ты творишь такія дѣла (хотя эти слова не
составляютъ, отрицанія Его дѣлъ, но они составляютъ лишь хо¬
лодное и недоумѣвающее признаніе нхъ), если Ты творишю такія
дѣла, то яви Себя міру*. Эта притязательная и дерзкая рѣчь, въ
которой они ясно отдѣляютъ себя отъ Его учениковъ, объясняется
замѣчаніемъ евангелиста: „ибо и братья Его не вѣровали въ
Него“ 83). Ихъ вѣра, если даже она была у нихъ, не была по¬
стоянною или глубокою. Они могли лишь въ общемъ смыслѣ при¬
нимать Его притязанія 54), но. ихъ вѣрѣ не доставало силы и глу¬
бины. Если бы у нихъ была такая вѣра, то они никогда бы. не
, заявили притязаній па контроль надъ Его дѣйствіями. Поэтому'