Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
326 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. ходячее правило касательно соблюденія субботы. Но внушаемое
Имъ своею личностью благоговѣніе заглушало голоса, которые
иначе не замедлили бы заявить сильный протестъ. Только когда
уже стезя пророка назаретскаго невидимому начала меркнуть,
только когда они уже нашли, что Онъ возбуждалъ противъ са¬
мого себя сначала неодобреніе, а затѣмъ п негодующую ненависть
всѣхъ тѣхъ, на которыхъ они смотрѣли съ глубочайшимъ почте¬
ніемъ, онп сочли своимъ долгомъ, на сколько возможно, заявить
свои притязанія на контроль надъ Его дѣйствіями. Намъ трудно
представить, съ какимъ глубокимъ почтеніемъ болѣе скромные іудеи
смотрѣли на священниковъ, членовъ синедріона, фарисеевъ, учи¬
телей закона. Титулы, столь охотно принимаемые раввинами; тонъ
презрѣнія, съ которымъ они относились ко всѣмъ непосвященнымъ
въ ихъ систему; дерзость, съ которою они умаляли значеніе всѣхъ
тѣхъ, которые не принадлежали къ ихъ кругу—постепенно заста¬
вили массу іудеевъ смотрѣть на этихъ учителей съ ихъ собствен¬
ной точки зрѣнія и повиноваться ихъ рѣшеніямъ почти съ уни¬
зительнымъ смиреніемъ. Для нихъ было непонятно, какъ простой,
вышедшій изъ ихъ среды, человѣкъ могъ смѣть презирать мудрость,
отвергать авторитетъ, пренебрегать внушеніями этихъ боготвори¬
мыхъ учителей. Ихъ крайне изумляло, что Онъ поносилъ слѣпыми
вождями и развращенными лицемѣрами людей, на которыхъ они
привыкли смотрѣть какъ на маленькихъ Ездръ и Симеоновъ, какъ
на „двигателей горъ", на „славу закона“, какъ на людей, изъ
которыхъ самый меньшій былъ „достоинъ того, чтобы шехнна оби¬
тала на немъ* *')• Поэтому, они также склонны были повторять за
другими: „не плотникъ ли это?" Намъ трудно понять, съ какимъ
изумленіемъ и ужасомъ іудеи, не принимавшіе божественнаго по-
сланничества Іисуса Христа, должны были смотрѣть на смѣлость
какого-то назарянина, который пренебрегалъ угрозами книжниковъ
и фарисеевъ, присланныхъ изъ Іерусалима для наблюденія за Его
дѣйствіями. Какъ могъ Тотъ, который „никогда не учился" и ни¬
чего не зналъ изъ того, что тогда считалось богословіемъ, съ пре¬
небреженіемъ смотрѣть на широкія филактерій и безъ всякаго
благоговѣнія относиться къ ихъ ходячей велеученой мудрости? Не¬
удивительно ли было, что Онъ дерзалъ учить отъ собственнаго
авторитета, нисколько не ссылаясь на прежнія заявленія и техни¬
ческія тонкости людей, которые слушали ученіе Шаммаи и Гил-
леля! Братья Іисуса могли приписать такое поведеніе только не¬
обычайной восторженности, которая, по ихъ мнѣнію, выходила за
предѣлы Его собственнаго разумнаго самоопредѣленія. Они ду¬
мали,-что; духъ пророка не подчинился пророку. Они говорили:
г)йнъ 'въш'елъ‘Шъх'сёбяи.. Подкрѣпивъ себя присутствіемъ іЕйо ма-